«Мы даем простые советы»
 / Фото: Agence parisienne du climat

Директор Парижского климатического агентства (APC) Анн Жиро приезжала в Москву, чтобы выступить на II Климатическом форуме городов. МОСЛЕНТА выяснила у Анн, как за 9 лет работы APC удалось на четверть сократить потребление электричества и выбросов парниковых газов в Париже, зачем напрямую работать с населением, отвечая на телефонные звонки, и почему главный козырь в общении с горожанами — это обещание экономии 200 евро в год.

Нововведения накапливаются постепенно, после чего происходит переход на следующий уровень. В конце средних веков никто ведь не представлял, что наступает эра ренессанса. Люди не понимали, что появляющиеся новые книги и художественные приемы, — это сигналы, которые говорят о скорой смене эпох.

Анн Жиро
исполнительный директор Парижского климатического агентства

6 учредителей и 90 партнеров

Ваше агентство воплощает в жизнь Парижский план по воздействию на климат (Paris climate action plan) 2007 года. В соответствии с ним к 2050-му все вредные выбросы в городе планируется уменьшить на 75 процентов. К 2020 у вас промежуточная программа: в сравнении с уровнем 2004 года на 25 процентов снизить потребление электроэнергии, выбросы парниковых газов и углерода. Осталось чуть больше года, вы укладываетесь в срок?

Да, мы уже почти достигли нужных показателей. Осталось только, как мы это называем, «собрать последние фрукты с верхних веток».

У Парижского климатического агентства 6 учредителей (среди них — мэрия, Metro France и Электрисите де Франс) и 90 партнеров — от инженерных компаний до некоммерческих организаций. Для чего понадобилось создавать такую сложную структуру из общественных и частных компаний и институций?

Сама задача, ради решения которой наше агентство было основано в 2009-м, — мобилизовать граждан на такой большой территории, - была довольно новаторской в те дни. Проанализировав ситуацию в Париже, мы поняли: достичь ощутимых результатов только усилиями муниципалитета будет сложно. Из 100 процентов того, что нужно сделать, город со своими зданиями, освещением и транспортом способен дать только 15 процентов. Все остальное зависит от граждан, частных организаций и так далее. Стало ясно: если Париж ставит перед собой такую задачу, нужно создать организацию, отличную от существующих городских структур.

Если Москва решит создать подобное агентство, какие в него должны войти организации и институции, чтобы оно работало так же эффективно, как ваше, Парижское?

Вопрос изменения климата касается всех. А значит, чтобы действовать, нужно создать операционный альянс, состоящий из различных представителей территории: выборных представителей муниципалитета, частных партнеров, общественных организаций, дизайн-бюро, специалистов по климату, ученых. В зависимости от конкретных условий, этот альянс может быть оформлен, как агентство или комитет. Основа такого союза в том, что его участники изначально признают: их различия менее значимы, чем та тема, ради которой они объединяются.

Работая с изменением климата, нужно понимать, что у всех участников альянса одинаковое видение будущего, они знают, чего хотят достичь к середине века. В Париже мы говорим о том, чтобы «прийти к углеродной нейтральности». Если все это удалось организовать, можно создавать стратегию, начинать действовать и шаг за шагом ее реализовывать.

Практические рекомендации

Какие практические советы вы даете парижанам?

Например, в кондоминиумах очень многое зависит от крыш. Их реновация позволяет добавить естественную инсоляцию и снизить потери тепла, — ведь очень много тепла уходит из зданий именно через крышу. Когда это сделано, следующий шаг — замена котла.

B884bd8bedbf49f44620f2bec1023dbc02f52818
Фото: Agence parisienne du climat

Консультируя граждан, мы даем простые советы: например, снижение температуры в комнате на один градус в отопительный период дает от 5 до 8 процентов экономии энергии на квартиру. Достаточно перенастроить батарею или кондиционер с +21 на +20, а еще лучше на +19. Стоит заменить лампочки на энергосберегающие, меньше пользоваться автомобилем или вообще отказаться от него в городе. Вы знаете, что 60 процентов парижан обходятся без машин?

Заведите удлинитель с красной кнопкой отключения, запитайте от него технику, которой не пользуетесь, когда вас нет дома, и отключайте ее перед выходом. Ведь даже не работающие приборы, включенные в розетку, потребляют электричество. Следуя подобным рекомендациям, семья может экономить порядка 200 евро в год. Достаточно почитать рекомендации Negawatt, и вы поймете, как шаг за шагом перейти на сниженное потребление энергии дома и постепенно наладить пользование возобновляемой энергией.

Работа с горожанами

Бюджет вашего агентства составляет 1,7 миллиона евро в год...

Да, и это совсем немного, при 25 штатных сотрудниках.

Основная их работа сводится к тому, чтобы изо дня в день консультировать парижан по телефону и отвечать на письменные вопросы и заявки на вашем сайте?

Нет, мы не колл-центр. На звонки и такие письма у сотрудников уходит около половины рабочего времени, так как прямая коммуникация с населением — одна из наших миссий. Но если бы мы занимались только ответами и телефонными консультациями, все мои сотрудники разбежались бы. В Париже 2,2 миллиона жителей, на то, чтобы поговорить с ними всеми у моей команды ушли бы века! Так что мы совмещаем эту работу с «программой ускорения», которую разделили на три основные части.

Первое — мы должны быть справочной платформой для всех парижан. Для этого мы выкладываем на нашем сайте советы, программы, документы, — все это инструменты, которые помогают горожанам. Мы проводим мероприятия, встречи, в которых участвуют до сотни человек, чтобы ускорить распространение этой информации. Например, у нас есть специальные программы для семей, которые помогают им экономить энергию в домах. Это чисто практические инструкции, простые «инструменты».

Второе — мы являемся лабораторией. Например, мы работаем с Meteo France, и можем давать информацию по изменениям климата, объяснять их. Мы публикуем и раздаем брошюры, подключаем к своей работе инновационные проекты и стартапы, лаборатории.

И третье — мы пытаемся ускорить воплощение Парижского плана по воздействию на климат. В основном это касается сферы реновации зданий.

Проект, начатый 18 лет назад

Все-таки интересно побольше узнать, как вы наладили прямую работу с населением, интернет- и телефонные консультации. Потому что в Москве хоть и существуют платформы вроде «Активного гражданина», которые связывают жителей и власть, они не предполагают такого взаимодействия, о котором вы рассказываете. Там можно только проголосовать за предложенные варианты благоустройства и других городских программ. Можете посоветовать нашим чиновникам, как наладить прямую работу с горожанами?

Деятельность нашего агентства продолжает работу, давно уже начатую ADEME (Агентство по рациональному использованию окружающей среды и энергоресурсов Франции). 18 лет назад они поняли, что горожане ничего по сути не знают о потреблении энергии. И решили подготовить рекомендации и консультации, которые просветят французов и таким образом мотивируют их экономить электричество, потому что бесполезно ожидать от людей каких-либо действий без понимания важности этого вопроса. И 18 лет назад ADEME начало по всей Франции просветительскую кампанию с бесплатными рекомендациями, подготовленными независимыми экспертами. А наше агентство уже продолжило эту работу.

Так что давать конкретные рекомендации Москве я, наверное, не возьмусь, но подчеркну, что советы и консультации для граждан должны быть бесплатными и независимыми. Потому что во Франции сейчас постоянно звонят на домашний телефон представители компаний, которые предлагают заменить окна, бойлер или еще что-то, чтобы экономить энергию. И люди не уверены, что это не просто реклама, коммерция. Учитывая этот фон, очень важно предлагать независимую и бесплатную информацию.

Выгодная экономия

На сайте APC и в брошюрах вы объясняете, насколько это выгодно — экономить энергию. Вы главным образом через корысть пытаетесь достучаться до людей?

Чтобы общаться с горожанами, нужно быть с ними в состоянии эмпатии, говорить об их нуждах и интересах. К нам же не обращаются со словами: «Мир в опасности, климат меняется, как я могу поспособствовать претворению в жизнь Парижского соглашения»? Мы не даем уроков, мы в первую очередь слушаем вопросы, а ответы связываем с изменениями климата.

Отвечая на полученные вопросы, мы через телефонные консультации, брошюры, публикации на нашем сайте и организацию встреч с экспертами помогаем парижанам разобраться с платежами. И дальше, шаг за шагом объясняем, что подготовлена «библиотека решений», как мы ее называем, и эти решения не только выгодны с точки зрения семейного бюджета, но еще и предлагают модель поведения, которая поможет защитить нашу планету от нежелательных изменений климата, вызванных человеческой деятельностью.

Кроме того, мы работаем с разными группами населения. Активные граждане, которые состоят в организациях, борются против нарушений экологии, работают волонтерами, — мы им не нужны. Скорее они нужны нам — мы привлекаем активистов к участию в проектах. На противоположном полюсе общества существует другая группа — люди консервативные, которым нет дела до изменений климата, которые к нам прислушиваться начнут, может, только лет через 20. Большинство населения, которое находится между этими полюсами, как раз и составляет нашу целевую группу. Эти люди открыты для коммуникации, у них есть потребности и вопросы: они арендуют квартиры, думают о покупке новой машины, о развитии своего маленького бизнеса… Именно таким парижанам мы предлагаем решения из нашей «библиотеки».

«Белая книга» для мэра

Значительная часть работы вашего агентства — это организация занятий для экспертов, вы ежегодно проводите четыре конференции, создаете дискуссию, объединяете представителей разных сфер общества. Как и с чего вы посоветуете начать такую работу в Москве?

Эта часть нашей работы сильно отличается от коммуникации с населением. Если говорить об основных игроках, которых мы объединяем через проведение конференций, встреч и занятий, то главным условием для того, чтобы начать работу с ними, было принятие Парижского плана по воздействию на климат. У его создания тоже долгая история. Понимаете, большие общественные инициативы всегда долго развиваются.

Весь этот проект начался в 2004 году, когда впервые на уровне города серьезно начал обсуждаться уровень производимых в Париже парниковых газов. В 2006 году решено было создать первый Парижский план по воздействию на климат. На тот момент сама эта тема была довольно-таки новой для Франции. Я тогда занималась частными консультациями и возглавляла проект. Уже потом, когда я стала директором Парижского климатического агентства, я как будто прошла сквозь зеркало и оказалась с другой его стороны. А тогда, в 2006 году, город принял решение, и мы его реализовали.

Нашей задачей было провести множество консультаций с горожанами: о зданиях, социальной инфраструктуре, питании, обеспечении мобильности, адаптации и так далее. На протяжении года по каждому из восьми данных нам направлений мы устраивали 4-5 встреч.

Объясню на примере обсуждения по теме «здания». Каждый раз на встрече присутствовало порядка 30 горожан, и на первой из них мы спрашивали: «Представьте, что мы в 2050 году и Парижский план по воздействию на климат успешно реализован. Что дальше? Каким вы представляете себе это будущее»? В следующий раз мы задавали им уже новые вопросы: «Какие действия надо предпринять, чтобы этот план сработал к 2050-му году»? «Что конкретно вы будете для этого делать»?

В результате обсуждения всех аспектов городской жизни в этих восьми группах мы составили «Белую книгу». Она состояла из описания видения будущего и стратегии, которой, по мнению парижан, должен придерживаться город. Все было организовано очень символично: представитель населения вручил «Белую книгу» мэру, на тот момент это был Бертран Деланоэ.

Изучив ее, он сказал: «Хорошо, всего этого мы воплощать не станем, кое-что здесь скорее похоже на мечты и вряд ли реально. Но ваши пожелания я учту, прислушаюсь к ним и дам задание в ближайшее время разработать план: какие действия и в какой последовательности мы должны предпринять, чтобы начать движение в указанном вами направлении».

В следующие 6 месяцев проводились консультации с экспертами: что можно сделать за 5 лет, что — за 10, что из этого должно быть проделано государством, а что — частным сектором. В результате всей этой работы в 2007 и появился первый Парижский план по воздействию на климат, который в октябре того же года принял городской совет. Чтобы реализовать его, мне предложили создать и возглавить агентство, что для меня стало сюрпризом.

Так что, когда вы спрашиваете конкретных советов и рекомендаций для Москвы, дать их крайне сложно. Теперь, когда я рассказала вам всю историю проекта, который начался в 2004 году, вы видите, какой долгий путь нам пришлось пройти в Париже, чтобы прийти к сегодняшнему состоянию дел.

Из средневековья в ренессанс

Результаты работы Парижского климатического агентства впечатляют: благодаря вашим программам только экономия электроэнергии в кондоминиумах составляет 12 миллионов евро в год в денежном выражении. Расскажите, как вам удалось этого добиться, ведь в Париже много жилых домов старой постройки, и обновлять их инфраструктуру непросто. Что вы рекомендуете владельцам?

С кондоминиумами работать гораздо сложнее, чем с отдельными гражданами и семьями. Чтобы провести проверку и обновить здание, нам нужно согласие большинства собственников, что очень сложно в Париже, где 70 процентов владельцев не живут в принадлежащих им домах и квартирах, а сдают их. И если они инвестируют в энергосбережение в своем доме, то выгоды с этого не получают: это арендатор будет платить меньше, и вся выгода достается ему.

В основном мы работаем со зданиями, в которых живут владельцы. И надеемся, что по мере того, как будет возрастать количество домов, прошедших через рекомендованную нами реновацию, она станет новым стандартом. Соседи оценят выгоду и присоединятся к программе, потому что это станет модно.

По-моему, вы все-таки рассказываете не о моде, а о внедрении новой культуры.

Да, нововведения накапливаются постепенно, после чего происходит переход на следующий уровень. В конце средних веков никто ведь не представлял, что наступает эра ренессанса. Люди не понимали, что появляющиеся новые книги и художественные приемы, — это сигналы, которые говорят о скорой смене эпох. В целом этот переход занял около 200 лет.

Мы живем уже в другие времена, когда все ускорилось. И от нас сегодня ждут, что мы устроим подобную смену формаций к 2050 году, за 35 лет. В Парижском плане по воздействию на климат 500 пунктов. Только силами государства или какой-либо одной организации осуществить их все невозможно. Так что мы объединяем людей и организации, чтобы сделать этот проект вместе.

По рубрике
«Мы боремся друг с другом, разрушаемся и больше никому не верим»
Урбанистика
7 сентября
«Мы имеем весы с двумя дьяволами на разных чашах»
Урбанистика
31 августа
«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»
Урбанистика
25 августа
«Они полны грязных мыслей»
Урбанистика
23 августа
Самое читаемое
«Такого еще никто не делал»
14 сентября
«На меня обижаются подвыпившие мужчины»
18 сентября
Мокрое место
17 сентября
«Счастливы до попы»
15 сентября