«Молодые не хотят машин и квартир. Они готовы делить крышу с другими»
 / Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Один из главных европейских специалистов по будущему городов, ирландка Элис Чарльз из администрации Всемирного экономического форума прилетала в Москву только на два дня. Поговорить с ней было практически невозможно: между сессиями и выступлениями на Московском Урбанистическом Форуме она все время что-то бодро обсуждала то с китайскими коллегами, то с чиновниками из европейских правительств и мэрий. Но незадолго до отъезда Элис все же нашла полчаса, чтобы ответить на вопросы МОСЛЕНТЫ: о том, что изменится, когда экономика совместного потребления составит 30 процентов от общей, а вслед за Uber и Airbnb в Москву придут новые платформы, которые в корне изменят жизнь города.

Многие мегаполисы сейчас создают собственные платформы, чтобы обеспечить сценарий, в котором не доминируют сервисы вроде Uber или Airbnb, а учитываются специфические потребности конкретного города.

Элис Чарльз
Руководитель проекта «Будущее развитие городов и услуг» Всемирного экономического форума в Женеве

Ближайшие пять лет

Элис, вы назначили интервью на 8.30 утра. Если не секрет, во сколько вы обычно встаете?

В 6.00, и к 8.30 многое уже успеваю сделать. У меня восьмимесячный сын, так что я привыкла вставать рано.

Потрясающе, как у вас только сил на все хватает? На сессии «Экономика мегаполиса будущего. На что делать ставку?», вы перечисляли примеры того, как уже организована экономика совместного потребления в Европе: и машину свою можно сдать в аренду, улетая в отпуск, и дополнительную порцию домашнего обеда или ужина продать через приложение. А как вы себе представляете, что ждет Москву в ближайшие 3 года, 5 лет?

Да, я говорила о совместном потреблении, как об одном из возможных направлений, в котором будет развиваться экономика Европы. Судя по прогнозам, уже через 5-8 лет она будет составлять там 30 процентов от общей.

Сам этот феномен очень древний: на ранней стадии истории люди постоянно друг с другом чем-то делились. Но, по мере того, как человечество становилось более состоятельным, эта практика угасала. Модель, в которой ты сам владеешь вещью и один ей пользуешься, многих устраивала.

Так что, если мы посмотрим на данные Google Analytics, совместное потребление стало заметным экономическим явлением только в 2013-м. Снова мы стали делиться благодаря преимуществам, которые дает новый тип экономики.

Связывают это с появлением платформ, которые позволяют многим делиться товарами и услугами, - благодаря им теперь все это стало просто организовывать. И, конечно, с платформами связан определенный уровень доверия: новые технологические возможности обеспечивают безопасность работы системы и позволяют доверять незнакомцам.

3208df1feeaee43bdfacb4164b5484bc5624fa75
Фото: агентство городских новостей «Москва»

Совместное потребление предполагает разные схемы, в том числе и без комиссии посредника, как в случае, когда один другому сдает комнату в индивидуальном порядке. Причем я не имею ввиду модель Airbnb, которая основана на извлечении выгод владельцами платформы.

Также люди в рамках модели гиг-экономики делятся работой, которую теперь можно размещать и искать на специальных платформах. Это очень распространенная схема в мире стартапов и консалтинга, например.

Микромобильность

Один из новых трендов в области совместного потребления идет сейчас из Китая и касается обеспечения мобильности, совместного использования велосипедов, самокатов. Такие проекты, как Mobike сильно разгрузили центры китайских городов от машин. Их там по-прежнему много, но разница все равно ощутимая, и возникла она благодаря технологии, которая позволяет взять и оставить велосипед практически где угодно.

Они это называют micromobility (микромобильность, - англ.)

Да, и этот термин обозначает мобильность в радиусе до пяти километров. Эти технологии развиваются и дальше: например, появляются службы проката велосипедов, работающие без доков, в которые их надо возвращать в европейских городах. А в Китае их можно оставлять, где угодно.

В этот новый тренд сейчас активно инвестируют, подобное происходит с электросамокатами. И в городах вроде Сан-Франциско уже работают системы их аренды без доков. По ходу эксплуатации, конечно, возникают проблемы, но в целом система успешно действует.

Так что, если говорить об инфраструктуре города будущего в сильном приближении, то надо сделать акцент на том, чтобы обеспечить людям безопасный транзит на небольшие расстояния.

При этом нужны хорошо работающие правила и законы, потому что в Китае, и в меньшем масштабе в Сан-Франциско, происходит следующее: люди бросают велосипеды и электросамокаты повсюду, что, например, создает проблемы для передвижения инвалидов и пенсионеров в общественных местах.

9d3429f6965c9c84d8501799d96625edd5bbccfd
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

У Москвы есть проблемы с мобильностью. Я знаю, что за последние 5 лет город сделал в этом отношении большой рывок, исправляя ситуацию. Если теперь создать условия для того, чтобы на небольшие расстояния в городе люди перемещались на арендованных велосипедах, самокатах и пешком, то это позволит еще больше разгрузить центр. Важно, таким образом, создавать интегрированные транспортные механизмы в городе.

Разумеется, люди и дальше будут пользоваться машинами, и в этой области благодаря платформам тоже приходят новые способы совместного использования: в первую очередь это каршеринг, типа Zipcar, причем существует много разных типов того, как они могут работать.

Города сами создают платформы

И какая задача стоит перед правительством в момент перехода к новой экономике, в которой такую роль играют приложения и платформы? Как оно может смягчить переход на них? Вы, наверное, тоже запомнили пример столкновений между таксистами в Латинской Америке после перехода на Uber, об этом на сессии говорил Габриэль Ланфранчи из Аргентины?

Многие города сейчас создают собственные платформы, которые позволят экономике совместного потребления сосуществовать с действующими экономическими системами. Это делается, чтобы обеспечить сценарий, в котором не доминируют платформы извне, вроде Uber или Airbnb, а учитываются специфические потребности конкретного города.

И я абсолютно уверена, что город для этого в первую очередь должен иметь хорошо налаженную связь со своими горожанами, чтобы знать, какие проблемы на данный момент актуальнее всего. При этом надо понимать, какие сейчас новые тенденции в мире высоких технологий и стартапов, а для этого нужно работать с университетами.

Так что, если город собирается принять экономику общества совместного потребления, которая для него очень полезна, имеет смысл задуматься о том, чтобы наладить новые механизмы и собственную платформу. Это позволит создать и вырастить свои собственные модели совместного потребления, актуальные конкретно для этого места.

На прошлом Московском Урбанистическом Форуме я обсуждал с экспертом по диджитализации из правительства Тель-Авива, как они это делают в Израиле. Оказывается, достаточно объявить конкурс с хорошим денежным призом, и кто-нибудь из горожан обязательно сделает качественную платформу, которая поможет наладить любую область городской жизни: от аренды велосипедов до записи на занятия спортом в одном из залов у себя в районе.

2fa867e924c98248ce6ae02c4ff8cd04ff41624a
Фото: Peter Dejong / AP

Виды Амстердама

Да, такие города, как Тель-Авив, Дубаей и особенно Амстердам уже добились ощутимых успехов, развивая свои собственные платформы.

Новые коммуналки

Давайте еще поговорим о примерах того, что именно поменяется в Москве в ближайшие годы?

Думаю, жилье станет той областью, где совместное потребление будет проявляться много и часто. Молодые люди в наши дни не нацелены на обладание машинами, квартирами. И чем они моложе, тем с большей готовностью готовы делить крышу с другими: иметь свою спальню, может быть еще свой туалет с ванной, а кухню и гостиную использовать общие. Мы сейчас проживаем момент, когда таких сценариев становится все больше. И властям, занимающимся планированием, нужно пересмотреть свои нормативы в области строительства и жилой недвижимости, что позволило бы прочнее закрепиться этим сценариям в городе.

Москва в этом плане не отличается от других современных мегаполисов – огромное количество людей приезжает сюда, чтобы работать и жить. Чтобы обслуживать этот поток, требуется все больше жилья, которое сдается внаем и рассчитано на людей, не заинтересованных в приобретении своей недвижимости в городе.

Да, я даже обсуждал с бывшим руководителем НИИ Генплана Москвы, как хорошо было бы оборудовать такие коливинги для творческой молодежи в ветшающих памятниках конструктивизма.

Звучит, как отличный вариант для студентов и молодых профессионалов.

Нормы плотности

К тому же я думаю, Москве стоит присмотреться к существующим нормам плотности, возможно, изменить их. Я имею ввиду плотность в урбанистическом смысле, которая в итоге приводит к интенсивности и равномерному распределению всех городских процессов. К примеру, Барселона в этом смысле – город гораздо более плотный, чем Нью-Йорк. И пускай Манхэттен напичкан небоскребами, в остальном городе этажность гораздо меньше, картина по всему городу крайне неравномерная. А в Барселоне наоборот, город стабильно 6-8-этажный.

3f64fc8fe002ea1470a66d8a255ea8810052ab77
Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Как я слышала на одной из сессий вчера, средняя этажность Москвы сегодня, - около 14 этажей. Но известно, что экономически выгоднее и проще предоставить населению все необходимые городские сервисы при меньшей средней этажности. Я имею ввиду все, начиная с транспорта и заканчивая социальными службами, все то, что в наши дни стремятся оптимизировать и сделать более эффективным при помощи высоких технологий.

Повторное использование в строительстве

Выступая, вы подчеркивали, какое значение в Европе придается перестройке существующей экономики и сервисов под реалии нового времени. Какие основные направления для проведения такой работы вы можете посоветовать московскому правительству?

Огромное количество ресурсов в наши дни поглощает строительный сектор. А запасы планеты ограничены, так что в будущем придется обходится меньшим, интенсивнее используя то, что уже есть. Нельзя продолжать жить по схеме: использовал - выброси. Пора активнее переходить на переработку, повторное использование ресурсов, в том числе и в области недвижимости.

Один из простых способов это обеспечить – взять не особенно интенсивно используемые здания 50-х, 60-х, 70-х годов постройки, и, продумав программу их редевелопмента, сделать простые вещи: перевести с «серой» на «зеленую» энергию, обеспечить снижение энергопотребления за счет замены окон, которые позволяют сберегать в зданиях больше тепла в отопительный период. Так можно значительно снизить платы по коммунальным платежам, и понизить нагрузку на электросеть города.

После этого здание можно еще не раз модернизировать, оно может прослужить еще очень долго и при этом оставаться современным. Под такие проекты легко находится много инвесторов. В Германии, например, есть компания, которая владеет по стране 85 тысячами жилых зданий, и это их основной бизнес: они приобретают старые жилые здания и целиком реновируют их, чтобы потом продать состоятельным жильцам как недвижимость более высокого класса. И, кстати, при переоборудовании во всех этих зданиях создают дополнительные большие зоны общественного пользования.

Другая сторона вопроса: как использовать строительный мусор от зданий, которые сносят или переделывают? Вместо того, чтобы забивать ими свалки вокруг мегаполисов, их надо повторно использовать в новом строительстве. Государство может на законодательном уровне потребовать от строителей пересмотра технологий сноса и перестройки зданий.

По рубрике
«Беспощадный перфекционизм изуродовал вещь»
Урбанистика
13 декабря
«О таких вещах мы раньше даже не думали»
Урбанистика
10 декабря
«Для чего еще нужны города?»
Урбанистика
6 декабря
«Россия находится в парадоксальной ситуации»
Урбанистика
25 ноября
Самое читаемое
«Простояла целый час на платформе, думала затопчут»
11 декабря
Как Москву пытались напоить
10 декабря
«Беспощадный перфекционизм изуродовал вещь»
13 декабря
«О таких вещах мы раньше даже не думали»
10 декабря