Опубликовано 04 августа 2016, 08:15
7 мин.

Версальские бульвары вместо аэродрома

Работы по созданию парка на Ходынском поле начнут этой осенью и закончат в 2018 году
Решение о строительстве нового городского парка на Ходынском поле на месте первого московского аэродрома было принято в 2013 году. Полностью территорию обустроят к 2017 году. Последний и окончательный проект благоустройства всемосковского «Поля Чудес» выполнен бюро Kleinewelt Architekten. Его партнёр, архитектор Сергей Переслегин, подробно рассказал МОСЛЕНТЕ о новом и, похоже, финальном проекте.
Версальские бульвары вместо аэродрома
архив пресс-службы бюро Kleinewelt Architekten

Решение о строительстве нового городского парка на Ходынском поле на месте первого московского аэродрома было принято в 2013 году. Полностью территорию обустроят к 2018 году. Последний и окончательный проект благоустройства всемосковского «Поля Чудес» выполнен бюро Kleinewelt Architekten. Его партнёр, архитектор Сергей Переслегин, подробно рассказал МОСЛЕНТЕ о новом и, похоже, финальном проекте создания парка Ходынка, центральная аллея которого будет вести к 17-этажному зданию Государственного центра современного искусства.

Не первый год уже Ходынское поле напоминает площадку, на которой гиганты увлеченно играли в тетрис, а потом внезапно ушли, разбросав в беспорядке по полю геометрические фигуры. Самая большая из них — крупнейший в Европе торговый центр «Авиапарк», рядом с которым разместится 62-этажная фигура Государственного центра современного искусства. Со всех сторон поле обступают жилые дома, построенные в конце 90-х – начале 2000-х, перемежающиеся спортивными объектами, четырьмя большими башнями «Гранд-парка» и рядами советской квартальной застройки. Район окружён автомобильными дорогами, и живёт он какой-то странной жизнью: здесь постоянно происходит стройка и появляется что-то новое. Между торговым центром «Авиапарк» и парком Ходынка ещё должны построить гостиницы или офисные здания. Часть территории, изначально отведённой под парк, отдали под строительство метро, тут же неподалёку достраивают храм.

С тех пор, как в этом месте закрыли аэродром и начали строить метро, городские власти не раз сообщали об утверждённых проектах парка, который будет разбит на поле. На 3D-визуализациях проектов можно было видеть то каскады прудов, то огромный круглый фонтан среди зелени, но «концепция менялась» из раза в раз, а Ходынка так и оставалась огромным пустырем, на котором перед Парадом Победы отстаивалась бронетехника.

Версальские бульвары вместо аэродрома

© архив пресс-службы бюро Kleinewelt Architekten

Главная площадь

Сергей Переслегин, архитектор, партнёр бюро Kleinewelt Architekten:

Сейчас Ходынское поле — один из наиболее хаотично застроенных районов Москвы, у которого, по сути, нет своего понятного центра. Есть только нагромождение циклопического масштаба жилых домов, офисных зданий, торговых центров, стадионов, религиозных сооружений… Единственным градостроительным ядром этого района, которое должно упорядочить всё окружение, может стать парк.

Раньше здесь был аэродром, отсюда стартовали первые регулярные рейсы из Москвы в Европу. Мы стараемся сохранить авиационную тематику, и на месте рулёжной дорожки размещаем главную событийную площадь парка, которая станет её градостроительным центром, от Ленинградского проспекта до Хорошевского шоссе. Главную площадь района оформляем, как часть взлётно-посадочной полосы, на которой будут происходить все важные мероприятия района Ходынки.

Версальские бульвары вместо аэродрома

© архив пресс-службы бюро Kleinewelt Architekten

На рулёжной дорожке, ведущей к зданию ГЦСИ, будут выделены места для временных инсталляций современного искусства, на ней же поставят большую сцену для проведения концертов. Центр этой «взлетно-посадочной площади» станет самой активной зоной всего парка. Там, помимо павильона с кафе, построят большой детский досуговый центр — игровой павильон с функциями «продвинутой продлёнки».

Работая над проектами павильонов, мы стремились сделать их легкими, прозрачными, чтобы они не привлекали к себе активного внимания, потому что главное – это зелень, парк. С другой стороны, за счёт индивидуальных деталей оформления выглядеть они будут по-разному. Например, в верхней части детского центра поверх остекления установят металлическую сетку, которая будет блокировать солнечные лучи и создавать тень там, где это нужно. Специально для ограждения бадминтонной площадки мы придумали паттерную сетку, которая состоит из тонких металлических прутьев. Она будет защищать гуляющих от воланчиков, одновременно являясь инсталляцией и отбрасывая интересную тень на поверхность.

Павильоны

Рядом с детским центром расположится коворкинг, позволяющий работать в парке: можно будет подключиться к Wi-Fi, распечатать документы или назначить деловую встречу. Между коворкингом и сценой разместится большой спортивный павильон, который будет оперировать, управлять всей спортивной зоной, расположенной в южной части главной площади. Здесь создадут площадки для бадминтона и воркаута, баскетбола и волейбола. Рядом разместятся зоны для паркура и стритбола: такие самодельные «игровые зоны» уже сейчас существуют на территории парка. По просьбе местных жителей они будут воссозданы в его новой структуре в обновленном виде, после чего перейдут в управление дирекцией парка.

Версальские бульвары вместо аэродрома

© архив пресс-службы бюро Kleinewelt Architekten

Слева и справа от спортивных площадок создадут беговые дорожки разной длинны для сдачи норм ГТО. На тренажерах возле зоны воркаута можно будет готовиться к сдаче силовых нормативов, подтягиваться и отжиматься.

Это будет большой спортивный кластер, который тяготеет к школе. В прилегающих кварталах есть несколько спортивных школ, но их спортивных площадок и полей району явно недостаточно, поэтому в парке будут созданы волейбольные, баскетбольные поля и теннисные корты. Тут же будет находиться главный спортивный кластер района Ходынки с качественными покрытиями, с хорошим освещением. В специальном павильоне можно будет оставить свои вещи, принять душ, купить карточку-абонемент и попить кислородный коктейль.

Зоны и гейты

Также МОСЛЕНТЕ удалось изучить проект парковых зон и гейтов.

Версальские бульвары вместо аэродрома

© Изображение: архив пресс-службы бюро Kleinewelt Architekten

Навигация на Ходынском поле будет организована как в аэропорту, разделённом на обозначенные буквами сектора, в каждый из которых ведёт несколько входных групп – гейтов. В парке создадут три таких сектора, и у каждого из них будет своё функциональное назначение: А — сектор для спокойного отдыха и прогулок, В – пространство бывшей рулёжной дорожки, а теперь — главной площади Ходынки, и С – зона транзита у метро и примыкающее к ней пространство с аттракционами и администрацией. Проект навигации парка разработало брендинговое агентство ZOLOTOgroup.

В парк будут вести 4 малых и 3 больших входных группы, в каждой из которых будут располагаться небольшие кафе, пункты проката велосипедов и охрана. Самой представительной станет входная группа в начале взлетно-посадочной полосы с огромным 14-метровым пролётом между стойками.

Места отдыха

Парк создается с нуля, и на территории, совершенно для этого не приспособленной. Чтобы на месте аэропорта и строительных свалок появилась зелень, отсюда нужно убрать старый грунт и привезти новый, в который будут высаживаться деревья и кустарники, газоны и цветники. Работы начнутся уже осенью.

Большая часть парка площадью 19,1 гектара, удаленная от входа в метро, превратится в прогулочную зону с холмами, большим лугом и детскими площадками. По замыслу архитекторов, именно здесь появится зона тихого отдыха и уединения. Работы по её созданию вот-вот начнутся и будут закончены в 2017-м.

Версальские бульвары вместо аэродрома

© архив пресс-службы бюро Kleinewelt Architekten

По периметру огромной площадки, покрытой плитами, будут насыпаны четыре холма. До недавнего времени в этом месте отстаивалась военная техника перед парадом Победы. Первый искусственно подсыпанный холм горожане могут увидеть уже сегодня, правда, остался он от недавно проходившей тут стройки. Между специально устроенными возвышенностями образуется большой луг с высаженными по нему отдельными группами деревьев. Он станет «зоной презентации луговых трав», которые будут интересно смотреться не только вблизи, но и со смотровых площадок на вершинах холмов.

Помимо транзитных дорожек, ведущих к входным группам – гейтам, здесь проложат единый маршрут, по которому можно гулять, не выходя из парка. Для отдыхающих, следующих по маршруту, проектировщики приготовили «сюрпризы»: плодовый сад, маленькую площадку со скамейками и цветниками, или детскую площадку с большой беседкой, где могут приятно посидеть родители, пока их маленькие отпрыски возятся в песке.

Другая детская площадка на этом маршруте будет оформлена в авиационной стилистике: в центральной её части установят самолёт, состоящий из серии горок, игровых зон и турников. В окрестностях пешего маршрута отышется несколько тропинок, по которым можно будет подниматься на холмы, спускаться по серпантину или же продолжить прогулку.

Транзитная зона, примыкающая к выходу из метро — это меньшая часть парка площадью 5,6 гектаров. Она будет реализована во вторую очередь, в 2017-2018 годах. В дальнем углу парка, напротив храма, будет располагаться административный павильон и зона аттракционов.

«Версальские» бульвары

Вдоль всей границы парка и жилых кварталов, как бы огибая их, проходит зона бульваров, созданная на рубеже 1990-2000-х годов и включенная проектировщиками Kleinewelt Architekten в состав парка. Сейчас там — заасфальтованная четырехполосная дорога, которую местные жители используют в качестве дополнения своего двора: мамы гуляют там с колясками, дети играют в классики, подростки катаются на роликах и скейтах.

Четырёхполосную пешеходную зону сузят и обсадят деревьями: на ее центральной части появится бульвар, по которому можно будет кататься на роликах. Пространство вокруг оформят цветниками, а в одной из примыкающих зон разобьют огород, в котором жильцы близлежащих домов смогут выращивать морковь, редис и брюссельскую капусту.

Отдельная зона бульвара будет превращена в огромную игровую площадку, объединяющую пространство парка с дворами соседних жилых домов, где расположено несколько детских садов.

«Мы посчитали, что раз уж такая «экспланада Версаля» была здесь создана, надо её интегрировать, а не просто все переделывать, — поясняет Сергей Переслегин. — Мы пользуемся тем, что люди уже «обжили» эту территорию, хотим сделать бульвар, который станет продолжением дворов жилых домов и будет предназначен для занятий спортом».