«Не в тостах разница»
 / Фото: Роман Канащук / «Коммерсантъ»

Режиссер Джерард Майкл МакКарти, который уже больше 20 лет живет в России, рассказал МОСЛЕНТЕ, как отличить настоящий паб от его имитации, как в 1992-м на Арбате проходил первый парад на Патрика, и на какие события «Недели Ирландии» в этом году стоит обратить особое внимание.

Первый парад на Патрика прошел на Арбате в 1992 году. В Москве тогда было очень много ирландцев, которые приехали сюда открывать первые магазины Duty-free в Шереметьево.

Джерард Майкл МакКарти
Режиссер, основатель и организатор фестиваля ирландского кино в Москве

Что такое настоящий паб

Паб – Public house (общественный дом, - англ.) – возник изначально, как общая гостинная для людей, которым негде было собираться. Многие жили в однокомнатных домах: заходишь – тут тебе и кухня, и дети спят… Сегодня это, наверное, модно называлось бы «студия».

Настоящие пабы в Ирландии существуют по 100-150 лет, и все: стены, мебель, - пропитано там и дымом, и историей, и много еще чем. Невозможно воспроизвести эту атмосферу в новом заведении, лишь расставив старую мебель.

Возможно, самым аутентичным Public House в Москве был Silver’s на Тверской, просуществовавший 20 лет. Это был классический стоячий бар: ведь приходить в бар и сидеть там – это не совсем ирландцам понятный формат. Куда деваться, если ты сел, а рядом – занудные соседи с какими-нибудь дурацкими разговорами. А если ты стоишь у барной стойки, всегда можно сказать: «Извините, мне нужно на улицу», отойти, переставить бокал и все, скучных разговоров над ухом больше нет.

Bbb4bbbb2d7071d49efbfdc4e006b92f7f189be6
Фото: Hannah Mckay / Reuters

Я знаю, что сейчас в Москве открылся новый Silver’s, туда московские ирландцы ходят, еще в Katie O'Shea's рядом с нашим посольством, и в Sally O'Brien's - с середины 90-х этот паб работает. Плюс на Покровке появился Harat’s pub, часть наших теперь еще туда ходят. Тут многое зависит от качество пива: если оно реально хорошее, экспаты придут. Владелец Silver’s и Katie O'Shea's, например – ирландец, он за качеством точно следит.

Паб для ирландцев – не место съема, и дни рождения у нас тем не принято праздновать. Для нас это место, где можно пообщаться после работы перед тем, как вернуться домой: к делам, воспитанию детей.

Разница в том, как пьют у вас и у нас, наверное, не в тостах или других конкретных деталях, а в чувстве юмора. Скажем, в России при общении, за выпивкой, как шутят? В основном рассказывают анекдоты: они уже целиком придуманы, закончены, их только пересказывают. У нас этого нет, у нас – постоянный стеб, постоянная ирония и самоирония.

И тосты получаются не как заранее продуманное высказывание с пожеланием, как у вас, а больше, как результат импровизации, общения. Всякий монолог, диалог в пабе у нас постепенно выливается в тост. У ирландцев при этом еще важно показать речь высокого уровня – лексикон широкий, много самоиронии, сарказма. И элемент поэзии хорошо бы, чтобы был, хотя это, конечно, часто определяется тем, сколько уже было выпито.

История московского парада

Первый парад на Арбате, насколько я помню, прошел в 1992 году. Так получилось, потому что в Москве тогда было очень много ирландцев, которые приехали сюда открывать и запускать первые магазины Duty-free в Шереметьево.

0b4c714bf977893b183da2291c4c66c8c9afc4e8
Фото: Олег Булдаков / ТАСС

16 марта 1992 г. Праздничное шествие на проспекте Калинина

Дело в том, что у нас в аэропорту города Шаннон находится самый первый и старый Duty-free в мире, он еще в 1947 году открылся. И летчики «Аэрофлота», когда приземлялись там, чтобы заправить самолет, всегда закупались. Так что наши Duty-free у вас знали, и когда в СССР в 1988 решили открывать первый такой магазин, обратились к ирландцам.

Когда в Шереметьево все хорошо получилось, такой магазин решили открыть и в центре Москвы: система «Березок» уже начала тогда закрываться, а импортные товары пользовались спросом. И наши ребята предложили открыть в центре Москвы валютный магазин с открытым доступом. Здесь к тому моменту была пара тысяч ирландцев, поэтому решили: раз уж делаем магазин, давайте и бар устроим на втором этаже. И летом 1991 открыли «Ирландский торговый дом на Арбате», в доме 20.

Все наши, кто здесь работал на этом проекте, решили отметить день святого Патрика. Я так понимаю, что на одном из совещаний в мэрии кто-то из них предложил провести официальный праздник. Идею одобрили, напротив «Ирландского дома» построили трибуну, на которой тогда собрались все московские ирландцы и те, кто с ними работал. И они провели этот парад в таком стиле, как это уже было принято везде в мире.

Уже потом, от года к году стали появляться платформы, команды в одинаковой форме из ирландских компаний, которые здесь работали. И в 1997-1998 годах парад на Арбате стал очень большим, потому что самих ирландцев тут работало гораздо больше. Но после кризиса в августе 1998 многие уехали, компании сократили штат в России, шествие стало поменьше.

Со временем главной площадкой, откуда теперь парад стартует, и где проходит много концертов ирландской музыки, выступлений танцевальных коллективов, стал парк «Сокольники». И людей в этот день туда уже приходит, по-моему, не меньше, чем в лучшие годы на Арбат. Сам парад уже длится не час, а два с половиной, это если вместе с концертом, люди гуляют, слушают музыку — атмосфера очень хорошая.

Москвичи мало изменились с 1990-х

В Россию я в первый раз попал больше 20 лет назад и москвичи с тех пор, по-моему, мало изменились. Да, многие за эти годы купили хорошие машины, приоделись, но под этими слоями модной одежды, современными прическами я вижу тех же людей. Общее отношение к жизни, по-моему, не сильно изменилось. Только видение себя в мире стало другим. Помню, когда я только приехал, в людях не было гордости за свою страну. Сейчас они гордятся тем, что здесь родились и с удовольствием говорят об этом, а раньше я такого не замечал. В начале 1990-х многие мне, наоборот, говорили: «Не пойму, чем я провинился в прошлых жизнях, что родился здесь, в разваливающемся Союзе»? И это, наверно, главная разница: если раньше многие тут чувствовали себя здесь проклятыми, то теперь так же много людей ощущают себя здесь благословенными.

А основные ценности не изменились. Два новых поколения с тех пор появились, и, как не странно, те, старые ценности им передались, несмотря на материальные перемены и возможность легко путешествовать, или вообще уехать жить и работать в любую страну.

Bfb8c5ab2eaeba55716b3509aa733b9107075c43
Фото: предоставлено «Неделя Ирландии 2018»

Сильнейшая черта, которую я здесь вижу – это консерватизм, может, даже старомодные, отчасти, взгляды. Люди не хотят впускать в жизнь многие стандартные для Запада изменения в жизни, в социуме. Для меня убедительный пример – отсутствие граффити в Москве. Любой европейский город сейчас везде ими раскрашен: графити на поездах, автобусах, исторических зданиях.

При этом субкультуры, от которых это обычно исходит, у вас есть, но они ведут себя гораздо культурнее, чем в Европе, например. Я еще когда приехал, это отметил, когда понял, что те же московские панки, такие страшные на вид, на самом деле - такие одуванчики.

Протест – исключительно внешний, нет в них такой злости и агрессии, как в наших. Или вот на ирландский парад в Москве, на Патрика, приходит много людей, у которых много татуировок, как сейчас модно. Выглядят брутально, а начинаешь общаться – милые люди.

Возможно, здоровый консерватизм, который, по-моему, за всем этим стоит, строится на культуре, контакте с искусством. Потому что в Москве гораздо меньше, чем вам кажется, людей, которые ни разу в жизни не были в Пушкинском музее и консерватории. Им, может, и не нравилось, когда их со школьной экскурсией туда вели, но у всех в жизни этот контакт с искусством был.

Опять же, смотришь на людей в метро: половина листает смартфоны, а половина – читает книги. Может, где-нибудь в Митино все не так радужно, но Москва – гигантский город, поэтому в целом здесь очень большое количество людей, которые в классической культуре воспитаны или хотя бы соприкасались с ней. И они понимают, что это как-то грешно – рисовать на стенах Манежа или собора, например. Неприлично у вас так себя вести, и даже в среде неформалов есть такое понимание. Это – редкость, и разница с Европой тут очень большая. По крайней мере я так это вижу.

Неделя Ирландии

Наше главное мероприятие – парад святого Патрика, в этом году пройдет в субботу, 24 марта. Формат мероприятия – семейный, начало – в 12.00 у главного входа в парк Сокольники. Музыканты, танцоры, уличный театр, шествие колонн – все как обычно. После часового парада в парке пройдут концерты ирландской музыки и танцев, в общем, будет весело.

6f7276b56327925061a478e88c4675a9dbd95744
Фото: предоставлено «Неделя Ирландии 2018»

Неделя ирландского кино откроется с показа картины «Моди», которая будет идти до 25 числа. Девушкам очень нравится этот биографический фильм про художницу Мод Льюис. Только надо взять собой платки и салфетки, - многих пробивает до слез.

Мы в этом году привозим много режиссеров, операторов, сценаристов и актеров, которые будут давать мастер-классы, - кому-то будет интересна именно эта часть программы кинонедели. Хотя, например, Аня Грязнова – директор фестиваля, говорит, что в этом году у нас – лучшая и самая качественная программа за 11 лет. Посмотрите на сайте описания фильмов, наверняка найдете что-нибудь для себя.

По рубрике
Станиславский и Плутон
Развлечения
29 августа
Удивительное рядом
Развлечения
10 августа
Заткнули фонтан
Развлечения
3 августа
«И зрительный зал, и сцена на воде»
Развлечения
2 июня
Самое читаемое
«Простояла целый час на платформе, думала затопчут»
11 декабря
«Беспощадный перфекционизм изуродовал вещь»
Cегодня
«Я же не денег себе прошу»
12 декабря
Как Москву пытались напоить
10 декабря