Опубликовано 02 января 2017, 00:00

Последний шанс

Выставки, на которые обязательно надо успеть сходить в новогодние каникулы
Как провести неделю новогодних каникул, чтобы было что вспомнить и о чем рассказать? МОСЛЕНТА предлагает посетить выставки, до завершения которых осталось совсем немного времени, но которые обязательно поддержат праздничное настроение.
Нико Пиросмани «Друзья Бегоса»
Нико Пиросмани «Друзья Бегоса»
public domain

Ко второму дню 2017 года основная часть обязательной праздничной программы москвичей выполнена: в тысячах домов съедены тонны оливье и мандаринов, выпиты литры шампанского и лимонада, а застольные шутки и развлечения уже не так новы, как хотелось бы. Между тем до конца праздников осталась еще неделя и хотелось бы провести ее так, чтобы не было мучительно больно... МОСЛЕНТА предлагает использовать это время, чтобы посетить выставки, до завершения которых осталось совсем немного времени, но которые поддержат праздничное настроение.

Роскошь минувшей эпохи

Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels

Успеть до: 11 января

Где идет: Одностолпная палата Патриаршего дворца, Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Цена: взрослый — 500 рублей, льготный — 250 (осмотр выставки входит в стоимость единого билета на посещение ансамбля Соборной площади)

Последний шанс

© пресс-служба Музеев Московского Кремля

Начинается земля, как известно, от Кремля… Здесь, в музеях Московского Кремля, впервые в России представлена коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар деко. Современные модницы и строгие историки искусства могут полюбоваться не только на платья и аксессуары, но и на украшения, созданные в 1910–1930-е годы знаменитыми ювелирными домами, а также увидеть эскизы и архивные фотографии.

Например, среди экспонатов представлено вечернее платье работы Мадлен Вионне (Франция, 1927). Платье выполнено из черного шелкового газа, расшитого геометрическими узорами в модном тогда египетском стиле. Но у него есть и еще одна особенность: декоративная кисть, пришитая к рукаву. Кисть использовалась как «танцевальный аксессуар»: во время танца дама могла эффектно крутить ее в руке.

Другой экспонат из той же эпохи — туфли с «французскими» каблуками от Андре Перуджа. Они тоже многое говорят о 1920-х годах — времени, когда юбки заметно укоротились и для модниц чуть не первостепенное значение стала приобретать обувь. Красно-черные туфли из шелкового атласа, расшитые бисером, вполне могли бы стать предметом мечты гоголевской Оксаны, отправившей Вакулу за черевичками к самой императрице. Впрочем, об этой выставке можно сказать и короче — лучше один раз увидеть.

«Если мы говорим о моде ар деко, то это мода, которая подчеркивает силуэт женского тела, не добавляя утрирующих деталей. В ней ощутим дух культуры 1920-х годов. Это век скоростей, когда женщины стали ездить на автомобиле, проводить больше времени на открытом воздухе, больше двигаться — о чем свидетельствует фэшн-иллюстрация, которая здесь представлена. Искусство ар деко смотрится очень современно: это не консервативный, застывший стиль, он дал свои ростки в современную культуру. Так что эта выставка — не просто историческая экскурсия, а еще, я считаю, очень актуальный живой материал»

Ольга Вайнштейн

ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ

Котики и... котики

«Живы будем — не помрем». Вася Ложкин

Успеть до: 15 января

Где идет: ЦДХ, зал №2

Цена: основной — 350 рублей, льготный — 150 рублей

Ярославский художник Вася Ложкин в очередной раз устраивает подарок жителям столицы. В выставочном зале на Крымском Валу можно увидеть около 80 его новых работ с уже известными, но близкими сердцу типажами: мечтательными или коварными котиками, суровыми жителями условной российской глубинки и просто пьющими гражданами. В этом году у поклонников творчества этого не такого уж и простого художника есть замечательный шанс приобрести сувениры с его персонажами (заодно и докупить подарки для друзей, с которыми еще собираетесь встретиться в новогодние каникулы): альбомы, постеры, кружки, календари и магниты.

Акварельный мир

Два брата Бенуа. Альберт и Александр. Акварели и рисунки из российских и зарубежных частных собраний

Успеть до: 15 января

Где идет: ЦДХ, залы 14 и 14Б

Цена: основной — 350 рублей, льготный — 150 рублей

Сайт

Последний шанс

© Агентство «Москва»

Не упустите возможность насладиться живописью других жанров, не покидая стен ЦДХ. Особое внимание рекомендуем обратить на небольшую выставку работ двух знаменитых представителей семьи Бенуа. Один из них, Александр, известен как основатель объединения «Мир искусства» и главный художник «Русских сезонов». Эти грани его творчества раскрываются и на выставке. Среди экспонатов – картины, эскизы декораций к балетным постановкам Дягилева, а также книги, иллюстрации к которым выполнил Александр Бенуа.

О старшем брате Альберте, основателе Общества русских акварелистов, знают чуть меньше. Но представленные в залах работы свидетельствуют, что этот пробел обязательно надо восполнить. Всего на выставке можно увидеть 150 акварелей из российских частных собраний, многие из которых открыты для широкой публики впервые.

Окно в Париж

Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции

Успеть до: 8 января

Где идет: ГМИИ, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

Цена: обычный — 300 рублей (по пятницам с 17:00 — 500 рублей ), льготный — 150 рублей (по пятницам — 250 рублей). Для посещения выставки необходимо приобрести входной билет в Галерею.

Альбер Марке. «Порт в Онфлере»

Альбер Марке. «Порт в Онфлере»

Ретроспективная выставка произведений Альбера Марке (1875–1947) приурочена к 140-летию со дня рождения художника, отмечавшемуся в 2015 году. Пушкинский музей продолжил выставочную эстафету Музея современного искусства Парижа, однако дополнил выставку новыми ракурсами. Так, она включает материалы о поездке Марке в СССР и его впечатлениях от этого визита.

Посетители увидят 69 работ, сгруппированных в четыре раздела: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России». 49 картин — полотна самого Марке, остальные — работы его друзей-фовистов Рауля Дюфи, Анри Мангена, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, а также советских художников, испытавших влияние мастера.

Имя Марке, возможно, не сразу вспомнится широкому кругу горожан, однако его пейзажи — туманные, воздушные, передающие ощущение близости «большой воды» — наверняка узнают любители живописи, хоть иногда наведывавшиеся в Пушкинский.

Воздух Кавказа

Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзиев

Успеть до: 15 января

Где идет: ММОМА (Московский музей современного искусства) на Гоголевском, 10

Цена: До 8 января бесплатно, с 9 января стандартный билет — 350 рублей, льготный — 150 рублей

Нико Пиросмани. «Кабан».

Нико Пиросмани. «Кабан».

Площадка ММОМА на Гоголевском представляет выставку двух кавказских творцов-современников, не знавших о существовании друг друга, но в работах которых нашлось неожиданное созвучие. Один из них, Нико Пиросмани (Николай Пиросманишвили) (около 1862 — 1918), — ныне практически легенда наивного искусства. Он начинал с росписей вывесок для торговых лавок и харчевен, затем стал писать также картины и портреты на заказ. Пиросмани использовал краски определенного цветового набора, а за неимением холстов часто использовал обычную клеенку.

Отметим, что это не единственный выставочный проект, на котором можно увидеть работы Пиросмани. В ГМИИ имени Пушкина до начала марта идет выставка «Грузинский авангард: 1900-1930-е», о которой уже писала МОСЛЕНТА. Но здесь, в небольших уютных залах ММОМА, посетители могут расширить свои представления о творчестве художника.

Сосланбек Едзиев (1865 — 1953) — также представитель наивного искусства, но уже в другом жанре. Он унаследовал от отца профессию каменщика, а позднее заинтересовался скульптурной формой. В работах скульптора-самоучки заметны традиции осетинского народного творчества. Проект ММОМА — это первая выставка работ Едзиева.

Рукописи не горят

Булгаков. Две биографии

Успеть до: 9 января

Где идет: «Новый Манеж»

Цена: до 8 января бесплатно, 9 января полный билет — 300 рублей, льготный — 50 рублей.

Михаил Булгаков (в центре).

Михаил Булгаков (в центре).

© Globallookpress.com

Выставка, открывшаяся в «Новом Манеже» в октябре, приурочена к празднованию 125-летия со дня рождения великого писателя. Вниманию посетителей представлено более 700 экспонатов: фотографии, рукописи, письма, рисунки, макеты театральных декораций, уникальные архивные материалы и даже документы ОГПУ, следившего за Булгаковым.

В выставочном пространстве также воссоздана третья московская квартира Булгакова в Нащокинском переулке, ставшая немым свидетелем работы над «Мастером и Маргаритой» и «Театральным романом» и утраченная при сносе дома.

От Археологии до Эйнема

«Азбука музея»

Успеть до: 8 января

Где идет: Музей Москвы

Цена: полный — 200 рублей, льготный — 100 рублей

На выставке «Азбука музея» представлены две тысячи экспонатов, которые дают возможность оценить масштаб музейного собрания, включающего как миниатюрные археологические находки, так и советские автомобили. Многие экспонаты впервые показываются широкой публике.

Кураторы выбрали необычную форму подачи, в виде иллюстрированной азбуки. Например, под буквой «А» – Археология — представлена уникальная коллекция предметов дьяковской культуры, «Л» — Легенда — посвящена московским мифам о Сухаревой башне и Якове Брюсе, а «Я» — это сами москвичи, миллионы «я», без которых невозможна Москва.

С чего можно начать рассказ о таком сложном, разноплановом, динамичном городе, как Москва? Конечно же с прописных, азбучных истин, с азов того, как устроена столица. Поэтому найдена форма не хронологическая, а художественная; с помощью 33 слов — от Археологии до Эйнема — мы покажем Москву и музей, ей посвященный.

Алина Сапрыкина

директор Музея Москвы

Напомним, что столичные музеи и галереи в дни новогодних праздников бесплатны для посетителей. Используйте замечательную возможность оторваться от оливье и телевизора. Счастливого Нового года!