Опубликовано 15 июня 2017, 12:00

Явление мецената

Третьяковка открыла программу по пополнению коллекции искусства XX-XXI веков
13 июня Благотворительный фонд В. Потанина передал в дар Третьяковской галерее полотно Эрика Булатова «Картина и зрители». До 9 июля оно будет экспонироваться в 11 зале исторического здания галереи в Лаврушинском переулке, после чего займет место в постоянной экспозиции Новой Третьяковки на Крымском Валу рядом с другими работами Эрика Булатова, а также Олега Васильева и Ильи Кабакова.
Явление мецената
Анастасия Замятина / Третьяковская галерея

13 июня Благотворительный фонд В. Потанина передал в дар Третьяковской галерее полотно Эрика Булатова «Картина и зрители». До 9 июля оно будет экспонироваться в 11 зале исторического здания галереи в Лаврушинском переулке, после чего займет место в постоянной экспозиции Новой Третьяковки на Крымском Валу рядом с другими работами Эрика Булатова, а также Олега Васильева и Ильи Кабакова.

Это первое событие в рамках долгосрочной программы «Меценаты и дарители – Третьяковской галерее», главный акцент которой будет сделан на комплектовании фондов искусства XX-XXI веков, минимально пополнявшихся в 1990-х и начале 2000-х. МОСЛЕНТА побывала на торжественной церемонии передачи картины и узнала, что думают об этом событии даритель Владимир Потанин, директор Галереи Зельфира Трегулова и автор полотна, художник Эрик Булатов.

В таких мероприятиях приятно участвовать. Символично, что мысль создать национальный музей и собрать в нем произведения русского искусства принадлежала частному лицу, Павлу Михайловичу Третьякову.

Владимир Потанин

генеральный директор ГМК «Норильский никель»

Он в 26 лет созрел до мысли о том, что выдающиеся, успешные люди должны «в виде полезных учреждений», как он говорил, возвращать обществу то, что они от него получают. Его замысел оправдался и реализовался с удивительной силой: вот уже более 160 лет мы помним его имя, посещаем музей, наслаждаемся его коллекцией. Символично время, в которое это происходило: первые работы были приобретены Третьяковым в 1856 году, когда Россия пережила шок от поражения в Крымской войне, а наша страна и наше общество жили ожиданием серьезных перемен. Приближалась начавшаяся с отмены крепостного права эпоха реформ, которые вывели Россию на одно из ведущих мест в мире и по промышленному производству и по значимости на международной арене и по своему культурному вкладу в общемировую культурную сокровищницу.

Не хочу проводить прямую параллель, ее, наверное, и нет. Но мы и сейчас живем, ожидая позитивных перемен, в эпоху, когда Россия проходит через новый этап осознания себя, своей значимости, культурного наследия, корней. И приятно видеть, что идеи, заложенные меценатами 150-100 лет назад, прорастают и оживают сейчас.

Зельфира Трегулова, Эрик Булатов и Владимир Потанин (слева направо).

Зельфира Трегулова, Эрик Булатов и Владимир Потанин (слева направо).

© Анастасия Замятина / Третьяковская галерея

В последнее время в жизни наших музеев пришло время, когда коллекции стали пополняться. Закончились лихие времена, когда коллекции распродавались, опять начинается собирание ценностей. Отрадно, что это происходит в том числе и благодаря меценатам, частным лицам, которые дошли, дозрели до того понимания, о котором я говорил, вспоминая основателя музея, Павла Михайловича Третьякова.

Хотел бы поздравить всех: Эрика Владимировича – с тем, что его полотно будет представлено в Третьяковской галерее, Зельфиру Исмаиловну с тем, что эта картина теперь будет выставляться в экспозиции, станет частью коллекции музея, и нас всех с тем, что мы сможем ее здесь видеть. И вообще, я вас всех поздравляю с тем, что мы живем во времена, когда место искусства в нашей жизни возрастает, что дает нам возможность душевно отдыхать и вдохновляться.

С Третьяковкой связана вся моя жизнь. Наша художественная школа была прямо в Лаврушинском, напротив, и мы бегали сюда буквально на каждой большой перемене.

Эрик Булатов

художник

Мы знали обо всем, что здесь происходит: о каждой новой картине, которую вывешивали или убирали, все это обсуждали. Поэтому Третьяковка для меня - как родной дом.

Сейчас, когда моя картина приобретена Третьяковкой, как будто исполнилась детская мечта: невозможная, абсолютно несбыточная. И вот, вдруг она состоялась. Я просто счастлив. И чрезвычайно признателен фонду Потанина, который сделал такой подарок для Третьяковки. Вообще, хочу сказать об этом фонде, что он знаменует новый, более высокий уровень взаимоотношений между нашими покровителями искусства и искусством. Теперь они стали приобретать произведения уже не только для себя, но и для музеев, и это очень важно.

Когда говорят о Павле Михайловиче Третьякове, то не все отдают себе отчет в том, что он собирал в первую очередь современное искусство. Но это было именно так: он поддерживал живущих художников, вдохновлял их на создание этих творений, которые висят сегодня на стенах Третьяковской галереи.

Зельфира Трегулова

генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

К сожалению, в определенный период времени система формирования музейных собраний в России остановилась. Это происходило и в 1990-е годы, и мы все знаем, почему, то же самое продолжалось и в 2000-е. Мы прекрасно понимаем, что государство решало в этот момент иные очень важные проблемы и было не до закупок художественных произведений. Лучшее, что появилось в тот период, осталось в зарубежных музеях и частных собраниях. А у нас в коллекции образовались лакуны, позорные для национальной сокровищницы.

Явление мецената

© Анастасия Замятина / Третьяковская галерея

Я четыре года, еще даже не будучи директором Третьяковской галереи, мечтала о том, чтобы какое-то важное, значительное произведение Эрика Владимировича Булатова оказалось в ее собрании. И я очень надеюсь, что то, что происходит сегодня – это некий очень счастливый и важный почин, за которым последует дальнейшая работа с коллекционерами, меценатами и дарителями. Работа, которая приведет к тому, что в нашей экспозиции будут постепенно исчезать те «дыры» и лакуны, которых у нас, как у главной галереи национального искусства, быть не должно и быть не может.

И я очень надеюсь, что это только начало и мы будем еще встречаться и в залах в Лаврушинском, и на Крымском Валу с тем, чтобы праздновать новое пополнение коллекции.

В ближайшие пару дней мы разместим полотно Эрика Булатова «Картина и зрители» в соседнем пространстве с залом Александра Иванова. И пока мы будем реорганизовывать экспозицию на Крымском Валу, у всех будет возможность прийти в Третьяковскую галерею в Лаврушинском и увидеть новую картину нашей коллекции – этапное произведение одного из самых великих живущих русских художников.