Опубликовано 28 июня 2017, 12:22

Старое московское «Лебединое»

Что покажут на фестивале академического театра классического балета в столице
Москва в конце июля примет ежегодный летний фестиваль Государственного академического театра классического балета, возглавляемого Наталией Касатакиной и Владимиром Василевым. На протяжении целого месяца москвичи смогут увидеть такие знаменитые балеты, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» или «Спартак».
Сцена из спектакля "Лебединое озеро"
Сцена из спектакля "Лебединое озеро"
Алексей Панков / предоставлено организаторами

Москва в конце июля примет ежегодный летний фестиваль Государственного академического театра классического балета, возглавляемого Наталией Касаткиной и Владимиром Василевым. На протяжении целого месяца москвичи смогут увидеть такие знаменитые балеты как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» или «Спартак». По традиции, постановщики кропотливо воссоздадут исторические элементы спектаклей и первоначальные замыслы авторов, зачастую уже забытые в более поздних редакциях балетов.

«Летний фестиваль — время дебютов для молодых артистов театра. Состоится немало вводов новых исполнителей на сольные партии», — отметила Наталия Касаткина. Она также добавила, что в этот раз фестиваль расширится и займет еще одну площадку. Обычно все спектакли показываются в «Новой опере», а теперь их можно будет увидеть и в театре «Содружество актеров Таганки».

Жизель

31 июля, 15 и 30 августа (Новая Опера)

Пpемьеpа этого спектакля в Госудаpственном академическом театpе классического балета состоялась в 1991 году. Главные партии тогда исполнили Лилия Мусаварова и заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов Ильгиз Галимуллин. Самый поэтичный из всех pомантических балетов, наиболее любимый публикой.

Сюжет основан на стаpинной легенде о девушках, умеpших до свадьбы (виллисах). Молодая кpестьянская девушка Жизель любит юношу Альбеpта, котоpый скpывает свое знатное пpоисхождение. Влюбленный в Жизель лесничий Ганс откpывает обман Альбеpта, и тогда Жизель сходит с ума и умиpает. Измученные угpызениями совести Ганс и Альбеpт пpиходят ночью на могилу Жизели, однако жестокие виллисы гpозят гибелью каждому, кто пpиходит на кладбище. Ганс погибает, но Альбеpта спасает Жизель.

Дама с камелиями

1 августа (Новая Опера)

Балет на музыку Джузеппе Верди к опере «Травиата» (в аранжировке Сальникова) впервые привезли на родину композитора в год 100-летия его смерти. Эта постановка уже много лет пользуется большим успехом в Европе. Только за последнее время спектаклю рукоплескали в Греции, Португалии, Испании. Теперь уникальная возможность посетить этот балет появилась и у российских зрителей.

Коппелия — 2 и 25 августа (Новая Опера)

2 и 25 августа (Новая Опера)

Для «Коппелии» Наталия Касаткина и Владимир Василев взяли за основу фабулу либретто, которое архивариус Grand Opera Шарль Нюиттер и хореограф Артур Сен Леон написали по «ночной повести» Гофмана «Песочный человек» — «жуткой и насквозь поэтичной» новелле в духе романтического триллера.

Вначале они назвали спектакль «Автоматы», но потом поменяли на поэтическое название в духе романтического XIX века — «Коппелия или Девушка с голубыми глазами». В балете молодой «студиозус» Франц отвергает свою невесту Сванильду и влюбляется в сконструированный Мастером Коппелиусом автомат-куклу Коппелию. Однако финал, в отличие от новеллы Гофмана, в балетной сказке счастливый. Сен-Леон считал своим долгом развлекать зрителя, а не поучать его.

Часто критики сравнивают очевидную сложность мистики текста Гофмана в новелле и незатейливую историю балетного либретто. Но это разные жанры, и Александр Бенуа, у которого благодаря «Коппелии» «пробудилась личная эстетика», примирил, как он выразился, «великий серьез» Гофмана и «потешную шутку» композитора Лео Делиба: «Я убежден, что, если бы Гофман услыхал музыку Делиба, он первый пришел бы в безоговорочный восторг. Получилось, во всяком случае, не уродливое искажение, а нечто самодовлеющее в своей убедительной прелести».

Касаткина и Василев сохранили в спектакле атмосферу гофмановской таинственности, однако без намека на мрачность первоисточника и со множеством сюрпризов: они покажут процесс создания совершенного автомата — подвижной Куклы, раздвоение Коппелии; «живые»: кресло, шкаф, музыкальный ящик, фантастические механизмы, изобретательные декорации и роскошные костюмы Елизаветы Дворкиной. А искорку в балет внесет адаптация старинных танцевальных фрагментов.

Лебединое озеро

3 и 4 августа (Новая Опера)

Премьера спектакля состоялась летом 1988 года во время гастролей Государственного академического театра классического балета в Великобритании. Это первая в истории русского балета совместная российско-английская постановка.

Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» (1876 год) повествует о борьбе за любовь и счастье против темных сил, о любви как высшем проявлении человечности. Изначально он завершался трагическим финалом с гибелью главных героев, однако в последующих постановках финал реализован не был. Теперь же зрителям предложат версию, отвечающую замыслу автора.

В основу спекталя легла версия так называемого «старого московского „Лебединого“» (хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, Асафа Мессерера). Для этого постановщики консультировались с Николаем Фадеечевым — одним из самых знаменитых «Принцев» Большого театра, с Мариной Семеновой, с Асафом Мессерером.

Многие фрагменты старой редакции «Лебединого озера» были бережно восстановлены, как и первоначальные замыслы Мариуса Петипа в первой картине балета. А те фрагменты, которые сочинены заново, чутко и бережно передают стиль знаменитого спектакля. Российский балетный критик Елена Луцкая назвала эту работу «уроком современного отношения к классическому наследию».

Щелкунчик

5 и 19 августа (Новая Опера), 20 августа (Содружество актеров Таганки)

Как и обычно, Катаскина и Васильев старались следовать своим принципам максимально точно передавать замысел автора, поэтому в действие и были введены гофмановские Королева Мышильда, ее семиглавый сын — Принц Мышей и превращение Принца-Щелкунчика в юного Дроссельмейера.

В постановке также сохранена ставшая классической хореография Василия Вайнонена, которой уже 60 лет: танцы кукол второго акта, снежинки и вальс цветов, заключительное па-де-де главных героев. Заново поставлен почти весь первый акт балета: проход гостей по заснеженному городу, веселая неразбериха вокруг елки, беготня молодежи и чинное веселье старших.

Кстати, газета «Сан Диего Трибьюн» считает «Щелкунчик» театра Касаткиной и Василева одним из лучших среди показанных на американском континенте, и это при том, что в стране одновременно показывается до 150 версий этой сказки.

Дон Кихот

18 августа (Новая Опера), 6 августа (Содружество актеров Таганки)

Один из самых популярных классических балетов, темпераментный, яркий, пламенный, изобилующий красивыми испанскими танцами. Сюжет почерпнут из бессмертного романа Мигеля де Сервантеса: Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется в путешествие за подвигами, а дочь трактирщика Китри кажется ему прекрасной Дульсинеей. Но Китри любит цирюльника Базиля. Ряд веселых приключений заканчивается свадьбой Китри и Базиля и полным крахом нелепых мечтаний Дон Кихота.

Касаткина и Василев добавили в классическую редакцию этого балета новых комических персонажей — Гамаша, а также бакалавра Карраско и племянницу Дон Кихота Антонину, которые разыгрывают роль Росинанта взамен привычного живого коня.

Спящая красавица

10 и 11 августа (Новая Опера)

Этот балет можно считать авторским, несмотря на то, что постановщики сохранили все элементы хореографии Мариуса Петипа. Они соединили две сказки Шарля Перро — «Спящую красавицу» и «Красавицу и чудовище», чтобы сделать сюжет более динамичным. Например, в старой версии спектакля принцесса Аврора и принц Дезире впервые видят друг друга, когда Аврора просыпается после поцелуя Дезире. Здесь же принца превратили в измученного старика, чтобы пройти все испытания и оживить принцессу.

Отказались постановщики и от еще одной старой традиции — отдавать партию феи Карабосс мужчине. Здесь зло, воплощенное в лице Карабосс, привлекательное и грациозное, но от этого еще более опасное.

Кстати, для «Спящей красавицы» необходимо было сшить около 300 костюмов, некоторые актеры за время спектакля переодеваются 5-6 раз. Поэтому на премьере этого спектакля на Фестивале российского искусства в 2004 году в Каннах некоторых костюмов просто не было — не успели. Однако французская пресса назвала его «триумфом» и «блистательным достижением»

Спартак

16 и 17 августа (Новая Опера)

Либретто в этой версии знаменитого балета ориентировано в первую очередь на героическую историю лидера восстания рабов, а хореография призвана передать атмосферу блистательного упадка Рима. «Невинной в этом спектакле осталась только собачка», — писал в 2002 году неизвестный ныне критик после премьеры «Спартака».

Для спектакля изготовили 300 роскошных исторических костюмов, 6 тонн уникальных декораций по эскизам Иосифа Сумбаташвили (их собирают более восьми часов!), а также игровое оружие, которое делалось на настоящей ювелирной фабрике. Приемам настоящего римского боя артистов обучал профессиональный каскадер Александр Малышев.

«Поколдовали» постановщики и с музыкой — впервые в «Спартаке» звучат малоизвестные фрагменты партитуры Арама Хачатуряна, написанной специально для этого балета. Эти отрывки передали наследники композитора, ранее они никогда не включались в спектакль.