Пора возвращаться к ретрухе
Максим Дунаевский / Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Московская областная филармония, художественным руководителем которой вот уже несколько лет служит композитор Максим Дунаевский, на этой неделе открыла очередной сезон.

А накануне Максим Исаакович рассказал МОСЛЕНТЕ о том, куда пропали хорошие мелодии, чем хорош «Ла-Ла Лэнд» и опасен Валерий Тодоровский. 

Убрать весь балласт!

— Московская областная филармония, худруком которой вы являетесь, открывает новый сезон. Начнем с официального. Чем порадуете?

Планов у нас громадье, главный из которых – расширение жанрового разнообразия филармонии, потому что ее главная цель – после многих лет молчания – заставить людей прочувствовать потребность в хорошей музыке.

— Извините, что сразу про это, но… Зачем она вообще нужна при наличии огромного количества концертных залов?

80a72846754f61fa31f4b14edd6a9b09406fd413
Фото: страница Московской областной филармонии в Facebook

Что вы! Филармония вещь совершенно необходимая, и доказывать это, стуча, как говорил Остап Бендер, лысиной по паркету, нет никакого смысла! Любой город должен быть объединен общей музыкальной структурой, какой филармония и является. И наша задача – восстановить ее права и обязанности, а, главное, сделать так, чтобы ее «продукт» был востребован.

— Ну, и как это можно сделать в условиях столичной конкуренции?

Собрать хорошие исполнительские силы – талантливые, энергетические. Воспитывать своих звезд (в этом году мы взяли в штат двадцать молодых артистов!). Приглашать звезд состоявшихся. Расширить, как я уже сказал, репертуар, сделав его интересным и доступным, наполнив его, помимо классики, и опереттой, и мюзиклом, и джазом, исключив лишь попсу, потому что это – совершенно не наша стезя. Убрать балласт.

— Балласт – это вы про людей?

Я имею ввиду музыкантов, которые, мягко говоря, себя уже полностью отработали. Дело не в возрасте – у нас есть и замечательные пожилые артисты, а, скорее, в жанровых и трендовых критериях. Ну, что мне делать с исполнителями, которые не хотят играть современное и по-современному?!

Меня просили уйти

— Насколько изменились музыкальные вкусы публики в последние годы?

Я выражу это в одной формуле, которые много лет назад, где-то в шестидесятые годы, произнес великий композитор, дирижер и музыкант Леонард Бернштайн, автор знаменитой «Вестсайдской истории»: «Все будущее музыки будет заключено в синтезе всех жанров». Сегодня его предсказание сбывается, я чувствую этот тренд: если раньше публику интересовали именно «чистые» жанры, сегодня их привлекает именно их смешение. По сути, «чистых» жанров в России сегодня вообще не осталось, если лишь серьезная музыка и легкая музыка. А внутри этих направлений все перемешалось и перемололось, что, кстати, привело к заметному снижению вкуса и выходу на «арену» самодеятельности, которая сейчас и главенствует в нашей легкой музыке.

12d532b0eca92e86b1871266df112516890db8f8
Фото: страница Московской областной филармонии в Facebook

— Ваша музыка (по крайней мере та, что писалась для фильмов – «Три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания!») стала частью культурного кода нескольких поколений. Согласны?

Ну… Это же совершенно не зависело от меня. Я писал музыку так, как мог, а получилось то, что получилось.

— Сами чем можете объяснить такую популярность ваших песен?

2db3969f45da874c3b523900730dd999f4bd9c1b
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Мне хочется, чтобы ответ был таков: на самых разных этапах развития музыки всегда находились творческие люди, во имя как бы прогресса и новаторства отказывавшиеся от «королевы» музыки – мелодии. Но именно мелодия всегда завоевывает сердца людей, а я, простите за нескромность, неплохой мелодист. Вот и все объяснение.

— Случалось ли, чтобы вы писали музыку, которую режиссеры не принимали?

Да, конечно! Бывало, мы не срабатывались с режиссером, и я уходил или меня просили уйти. Разные ситуации случались… Вот помню моего близкого друга и прекрасного режиссера Павла Чухрая. Как-то мы решили с ним вместе поработать над очередной картиной и тут выяснилось, что, несмотря на то, что мы так хорошо друг друга знаем, у нас совершенно разный творческий почерк. Мы пытались приспособиться друг к другу… Но у нас ничего не получилось!

Драматурги и клипмейкеры

— Говорят, что Корней Чуковский страшно переживал, что его воспринимают лишь как автора «Мойдодыра» и прочих детских стихов при том, что он, например, серьезно изучал творчество Уолта Уитмена, был переводчиком, литературоведом… Вам не обидно, что большинство людей воспринимает вас именно как автора музыки для кино?

А почему мне должно быть обидно? Я и сам себя считаю этаким музыкальным драматургом. Есть же, скажем, у нас великие драматурги литературные, писавшие замечательные сценарии и пьесы – Зорин, Вампилов, Шпаликов, Брагинский. Все они в своем жанре добились успеха. Так что… Да, лучше всего мне даются музыкальные театральные и кино- жанры. И чего мне переживать? Верди же вот никто не упрекал в том, что он сочинял только оперы!

— Скажите тогда: куда пропали хорошие музыкальные фильмы? Они будто исчезли, как жанр.

Задам встречный вопрос: куда вообще пропали хорошие фильмы? Нет профессионалов! А музыкальные картины снимать очень тяжело. Кто сегодня снимает? За исключение пары-тройки режиссеров, сплошные выскочки, бывшие клипмейкеры. Что они могу создать! Скажу больше – единственный, кто сегодня профессионально работает в жанре музыкального кино, это Валерий Тодоровский, да и то фильмы у него получаются какими-то больно конфетными, а потому ненастоящими.

— Зайдем с другого бока. Вы голливудский «Ла-Ла Лэнд» смотрели?

Смотрел.

— И как он вам?

8d6e4440c6ded1a92da4a17c629d6a526eaeb31c
Кадр: фильм «Ла-Ла Лэнд»

С творческой и технологической точки зрения – замечательно. С одной стороны, это ретруха, а, с другой, ужасно современная картина. Или вот музыка. Тут есть запоминающаяся мелодия, чего в российском кино сегодня практически не найдешь. Есть хорошие темы. Да, все это – ретро. Но, думаю, американцы идут по правильному пути возврата к простой классной мелодичной музыке. Чего я всем и желаю.

Не музыкальное время

— «Ретруху», как вы выразились, любят люди старшего поколения. Но пойдет ли на музыкальные фильмы нынешняя молодежь, привыкшая к яркости, динамичности?

Пойдет, если изначально рассчитывать на молодую аудиторию, если насытить картину соответствующими ритмами, музыкой, не уж, в каком жанре. Рэпом, в конце концов! Тут есть лишь одно условие: фильм должен быть качественным. Но, увы, сегодня этим заниматься некому.

— И причина этого?

3a9821bd4c3b1ac703b844202561722bc01cfd37
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Наша плеяда – Рыбников, Журбин, Гладков, Дашкевич, я - уже очень немолода. И «знамя» наше подхватить никто не может. Почему? В былые времена одно поколение обучало поколение следующее, передавало ему свои умения, энергетику. Моими педагогами были Хачатурян, Шнитке, Эшпай, Тихон Хренников! А, посмотрите, кто-нибудь из нашего поколения сегодня преподает?

— Ну, и почему же вы тогда не преподаете?

Честно? Потому что не зовут. Это никому не нужно.

— Может, Максим Исаакович, время нынче просто не музыкальное?

Нет такого времени! Есть время разрушения, и оно у нас в стране уже произошло. Теперь мы пляшем на обломках.

Материалы по теме
«В том нет никакого кумовства»
Культура
23 сентября
Пацан нашего времени
Культура
25 августа
От кринолинов веет скукой
Культура
29 мая
По рубрике
«Такого еще никто не делал»
Культура
14 сентября
«До конца 90-х Москва была еще дореволюционной»
Культура
22 августа
«Диктатор? Что вы!»
Культура
9 августа
«Ждем более миллиона человек»
Культура
9 августа
Самое читаемое
«Такого еще никто не делал»
14 сентября
«На меня обижаются подвыпившие мужчины»
18 сентября
Мокрое место
17 сентября
«Счастливы до попы»
15 сентября