«Хотел бы разрисовать Кремлевскую стену»
 / Фото: Eric Thayer / Reuters

В начале июня в Центральном доме художника откроется выставка знаменитого британского уличного художника Бэнкси. Экспозиция, которая займет 3 тысячи метров, будет состоять из эскизов, принтов, кусков стен и оригинальных арт-объектов. Приедет ли в Москву автор работ — одна из интриг грядущего мероприятия, потому как одна из главных фишек Бэнкси как раз и заключается в том, что ни его настоящее имя, ни его внешность никому не известны... Узнав о грядущем вернисаже, МОСЛЕНТА попросила отечественных живописцев, входящих в список самых высокооплачиваемых художников страны, рассказать, рисовали ли они в детстве на стенах, что думают о стрит-арте и не хотят ли расписать какую-нибудь поверхность в Москве.

В Москве стены расписывают в каждом округе, в каждом районе по распоряжению муниципалитетов, что, безусловно, размывает изначальный смысл стрит-арта

Владимир Дубосарский

(С 1994 выступает в арт-дуэте с Александром Виноградовым. Один из создателей галереи «Арт-Стрелка». Работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, в Музее современного искусства (Авиньон), в Центре Жоржа Помпиду (Париж), в Музее современного искусства (Хьюстон) и во многих других)

Стрит-арт, безусловно, давно уже стал искусством, в рамках которого сегодня работает огромное количество художников, в том числе и тех, кто художниками себя не считает. Для меня стрит-арт в изобразительном искусстве — примерно то же самое, что рэп в музыке: оба этих явления возникли примерно в одно время и вышли из так называемой маргинальной зоны; и рэп, и стрит-арт изначально несли в себе социальный заряд, выражали протест против чего-либо. А нынче перешли в разряд мейнстрима, став искусством декоративным, прикладным. В той же Москве стены расписывают в каждом округе, в каждом районе по распоряжению муниципалитетов, что, безусловно, размывает изначальный смысл этого явления.

Хочется ли мне самому расписать в столице какую-нибудь стену? Не думаю. Хотя если бы предложили… В Москве ведь полно интересных поверхностей.

F9cd4c8767476cfe672ed13422a1ed39542966b7
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Полотно Мосфильм художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского в музейно-выставочном комплексе Рабочий и колхозница на открытии постоянной экспозиции, посвященной монументу Веры Мухиной.

Степень свободы высказывания должен определять сам художник, исходя из своих представлений, в том числе этических. Либо эту свободу ограничивают рамки, установленные муниципальным законодательством

Семен Файбисович

(Художник-фотореалист. Работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Московского дома фотографии, музеев Германии, Польши, США, входят в коллекции Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича)

С детства я был паинькой и не рисовал ни на чем, кроме бумаги, включая школьные тетрадки. Однако к стрит-арту я отношусь хорошо, как, впрочем, к любому виду творчества. Можно ли считать стрит-арт искусством? Разумеется! Для меня наличие искусства определяется не жанровыми рамками, а художественной состоятельностью продукта. Ну, и его смысловыми нагрузками. Однако степень свободы высказывания должен определять сам художник, исходя из своих представлений, в том числе этических. Либо эту свободу ограничивают рамки, установленные муниципальным законодательством. Либо не либо.

Хотел ли бы я сам разрисовать в Москве какую-нибудь стену? Никогда не примерял на себя такую задачу. А так… Кремлевскую, наверное. Чем-нибудь забавным и позитивным, чтоб хоть так чуток погасить идущие из-за нее во внешний мир эманации.

57e514811cf62d31fefd7c680f24d9eba6367159
Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Выставка «Москва моя. Семен Файбисович» в Музее Москвы.

Настенное искусство вообще никому ничего не должно. Оно появилось и живет как свободный от догм, независимый способ высказываться

Ринат Волигамси

(В 2017 году вошел в список 49 выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет, чье творчество обладает высоким инвестиционным потенциалом. Работы находятся в собраниях Московского музея современного искусства, Музея современного искусства «Эрарта», Государственного Русского музея)

В моем пионерском детстве такого увлечения, как стрит-арт, не было. Да и стен подходящих для этого в деревне не было. А жаль. Стрит-арт — это очень свободный, динамичный, мобильный, всегда современный, иногда очень неожиданный, расширяющий границы дозволенного способ существования искусства. Этим он мне очень интересен. Все ли можно рисовать на стенах? Сложный вопрос. А все ли можно рисовать на холстах? Я думаю, что настенное искусство вообще никому ничего не должно. Оно появилось и живет как свободный от догм, независимый способ высказываться.

Что же до меня лично, я бы в Москве вообще не стал ничего разрисовывать: она и без моих росписей — монстр.

4c900c4b7f88cfa03591f36a5ac82d3a7ba344b9
Ринат Волигамси / MMOMA

«Снег»

Материалы по теме
«Духи победили собачье дерьмо»
Культура
27 февраля
«Чуваки просидели часа два за бутылкой минералки»
Культура
21 февраля
Формулы мадоннари
Культура
19 июля
По рубрике
«Реальность прекрасна своими изъянами»
Культура
19 октября
«Три года назад у меня началось обострение»
Культура
15 октября
«Я слышал, что у меня проблемы с психикой»
Культура
9 октября
«Такого еще никто не делал»
Культура
14 сентября
Самое читаемое
«Здесь можно долго стоять, ждать, когда кассирши обо всем поговорят»
18 октября
«Мы стоим выше людей готики»
16 октября
«Переезжают в надежде на то, что им будет лучше жить»
14 октября
«Реальность прекрасна своими изъянами»
19 октября