Опубликовано 25 октября 2017, 19:00

«И слава Богу, что все это не украли»

Что посмотреть в обновленном Музее кино
В 36 павильоне ВДНХ состоялось торжественное открытие Музея кино. МОСЛЕНТА выяснила у директора музея, Ларисы Солоницыной, какие выставки можно увидеть там в ближайшие месяцы, когда откроется «кабинет Эйзенштейна» и образовательный центр, в котором можно будет научиться работать с кинопленкой
«И слава Богу, что все это не украли»
Кирилл Смирнов

Наконец-то свое здание получил Музей кино, основанный еще в 1989 году, коллекция которого последние 12 лет ютилась на «Мосфильме». В 36 павильоне ВДНХ состоялось его торжественное открытие. Директор музея Лариса Солоницына рассказала МОСЛЕНТЕ о залах, проекторе Сталина и образовательном центре, в котором можно будет научиться работать с кинопленкой.

28 лет без своего помещения

Официальная дата первого открытия Музея кино – 31 марта 1989 года, и до ноября 2005 года он базировался в Киноцентре на Красной Пресне, где соседствовал с большим количеством ресторанов, клубов и студий. Многие помнят тот период: в пяти залах шли кинопрограммы музея, и работал он в тот период, как синематека, выставочных залов не было, как не было и необходимых условий для хранения фондов.

Последний, 12-летний период, музей существовал скорее в формате архива в одном из павильонов концерна «Мосфильм», где у него не было уже не только экспозиционных пространств, но и кинозалов. В те годы деятельность сводилась к тому, что какие-то предметы периодически выдавались другим музеям для их выставок.

Так что предыстория у музея с одной стороны длительная, а с другой – не очень музейная. Все эти годы усилиями Наума Ихильевича Клеймана (директор музея с 1992 по 2014 годы) и научных сотрудников формировалась коллекция: собирались и хранились артефакты, связанные с историей отечественного кино. И слава Богу, что все это не украли, и эти 169 тысяч музейных предметов дошли до нас в целости и сохранности.

В мае 2015 года мы заключили договор долгосрочной аренды 36 павильона ВДНХ, который перешел к Музею кино на 49 лет по льготной ставке 1 рубль за квадратный метр. Таким образом, в распоряжении музея впервые оказалось отдельно стоящее здание. Здесь наконец-то хватило места, чтобы сделать профессионально оборудованные фондохранилища, три кинозала, шесть выставочных зон и научно-образовательный центр.

Основная задача

Хотелось бы, чтобы музей стал очень живым местом, и в его работу включились действующие кинематографисты. Чтобы именно у нас они собирались, обсуждали свои картины. Наши небольшие, по 50-60 мест, залы отлично подходят для черновых просмотров, предпросмотров, пресс-просмотров и вполне могли бы использоваться в сегодняшнем кинопроцессе.

Кроме того, нам очень хотелось бы стать площадкой для объединения студентов ВГИК-а и «Высших курсов сценаристов и режиссеров». Мы предложили каждому из этих институтов пользоваться нашей площадкой, на которой их студенты могли бы показывать друг другу свои фильмы, находить единомышленников, знакомиться, обсуждать планы на будущее и формировать свои первые съемочные киногруппы.

И хотелось бы привлечь внимание посетителей, которые профессионально с индустрией не связаны. Чтобы после визита в музей им хотелось больше узнать о российском кино. Когда мы продумывали не только экспозицию, но и продукцию нашего сувенирного киоска, то думали о том, чтобы, зацепившись за яркую цитату, интересный эскиз, человеку захотелось бы узнать, из какого это фильма, посмотреть его. Ведь наша основная задача – пробудить в посетителях интерес к отечественному кинематографу.

Три кинозала и три выставки

Разумеется, наш музей – не расширенный вариант многозального кинотеатра. Ведь никто не считает Литературный музей большой библиотекой, а Бахрушинский музей – театром. В Музей музыкальной культуры имени Глинки можно, конечно, прийти и на вечерний концерт, но главное в нем – коллекция инструментов и партитур, экспозиция и фонды.

И наш музей не сильно выбивается из этого ряда, может только выглядит более современно. Оформляя его пространство, мы даже пригласили наших друзей – граффитистов, чтобы они изобразили на стенах некоторых известных режиссеров, а в двух специальных зонах нарисовали кадры из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского.

У нас действуют три кинозала, названные именами Александра Ханжонкова, Андрея Тарковского и Дзиги Вертова. В них в дневные и вечерние часы идут показы наших кинопрограмм: как с тридцатипяти- и шестнадцатимиллиметровой пленки, так и с «цифры». Но главным в музее мы считаем выставочные проекты: три экспозиции можно увидеть уже сейчас, а остальные мы планируем открыть в следующем году.

Наше основное направление – история отечественного кинематографа, и именно этой теме посвящена главная экспозиция, построенная по принципу лабиринта. Мы разбили ее на условные периоды, которые чуть-чуть не совпадают с десятилетиями. В начале этого «Лабиринта истории» можно увидеть предтечи киноаппаратов - «волшебные фонари», и экспонаты, посвященные одной из самых ярких звезд российского дореволюционного кино Вере Холодной. Небольшой аттракцион связан с «Киноглазом» Дзиги Вертова, в витрине рядом с ним - камера Parvo, которая и была главным героем его фильма «Человек с киноаппаратом».

В части экспозиции, посвященной 1930-м годам, установлен проекционный аппарат, подаренный в свое время Сталину. Там смоделирован небольшой зал и демонстрируются фильмы этого периода. Не стану раскрывать всех деталей: экспозиция, которая заканчивается периодом 1990-х, очень разнообразна, в ней много живописи, графики, плакатов, макетов, мультимедийного контента. Так что приходите, «лучше один раз увидеть».

Во второй и третьей выставочных зонах мы разместили выставку «Анна. Прибытие поезда». Основой этой экспозиции стали костюмы к фильму Сергея Соловьева «Анна Каренина». Третья действующая сейчас выставка – галерея памяти «Кино – это звезды», посвящена самым известным актерам и актрисам отечественного кино.

Так что три кинозала и три выставки – это то, чем мы можем порадовать наших посетителей уже сегодня. Кроме того, у нас работает замечательный киоск с очень разнообразными кино-сувенирами и большой подборкой книг об отечественном и мировом кинематографе.

Планы на будущее

Зона, в которой будет располагаться мемориальный кабинет Эйзенштейна, откроется в следующем году, когда будет отмечаться юбилей Сергея Михайловича. Хорошо сделать эту экспозицию ко дню открытия мы бы не успели, и работы по ее созданию сейчас продолжаются.

Три аудитории научно-образовательного центра оборудованы современными проекторами и экранами, и в каждой из них стоит сервер с огромным количеством программ и фильмов, которые мы будем использовать при обучении.

Программы для взрослых мы, скорее всего, запустим с декабря, а для детей от 6 лет – с начала зимних каникул. Самых маленьких посетителей будем обучать рисовать мультфильмы, для подростков готовится более серьезная программа, современным языком рассказывающая об истории кино. Для взрослых уже подготовлены фильмопроверочные и звуко-монтажные столы, за которыми будет проходить обучение работе с кинопленкой.

Кроме того, мы купили прекрасный телесканер, позволяющий в режиме реального времени переводить изображение с 35-миллиметровой пленки в цифровой формат: минута воспроизведения сканируется всего лишь за одну минуту. Более того, аппарат дает возможность реставрации как изображения, так и звука. Это важно для нас, так как в киноархиве музея есть редкие пленки, которые мы не сможем показывать - это грозит им разрушением. Так что эти фильмы мы планируем оцифровать и показывать уже с цифры. И если у кого-то есть собственные редкие 35-миллиметровые пленки, мы готовы принимать заказы и оцифровывать их.