Опубликовано 07 июля 2017, 16:57

Галерея Not Found

О первом московском музее стрит-арта без постоянной экспозиции
Почти год назад Максим Кишкин переделал в галерею уличного искусства квартиру на 16-м этаже элитного столичного жилкомплекса с панорамным видом на город. Теперь вид за окном интересует гостей его Notfoundgallery разве что как интересный фон. Все внимание на «улицу», вывернутую здесь наизнанку — образцы стрит-арта.
Notfoundgallery
Notfoundgallery
Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

Почти год назад Максим Кишкин переделал в галерею уличного искусства квартиру на 16-м этаже элитного столичного жилкомплекса с панорамным видом на город. Теперь вид за окном интересует гостей его Notfoundgallery разве что как интересный фон. Все внимание на «улицу», вывернутую здесь наизнанку — образцы стрит-арта.

К слову, в столице пока нет обособленного музейного пространства под работы художников улиц, как это сделано в Санкт-Петербурге, Париже или будет сделано в Берлине. Но хозяин Notfoundgallery постоянных экспозиций не признает: у него, как и на улице, меняются краски, авторские росчерки от самых известных теггеров и картины начинающих художников. МОСЛЕНТА зашла к нему в гости.

Имена

16 белых холстов, сплошь покрытых тегами, заняли отдельную стену галереи. Тэггинг (от англ. tagging) — вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора, супер-концентрат уличной письменной культуры. Этот арт-объект здесь собирался, как мозаика, из росчерка множества рук. Кажется, здесь сотни подписей, говорящих: «Это я, я здесь, в этом городе, передаю привет своим друзьям и говорю, что я есть на этой Земле».

«У Notfoundgallery есть проект Names — собираем на холстах 50x50 известные уличные тегги. Уже порядка 200 участников из 20 городов мира оставили свои росчерки. Иногда они появляются в этом пространстве, по нескольку штук или десятками. Это непредсказуемо», — рассказывает Максим.

В коллекции галериста есть и отдельные холсты с тегами и рисунками пионеров граффити-движения времен СССР — Вадима Крыса, который начал работать в 1985 году, Макса Навигатора, Олега Баскета. Рядом с этими авторами легко может появиться росчерк уже современного художника с ником «0331c», подпись группы «Зачем», тег от «fuck» и другие. Все они по очереди выставляются.

Галерея Not Found

© Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

«Поделиться своим тегом захотели и зарубежные авторы. У нас есть работа Futura — известного нью-йоркского граффитчика, есть автограф американского граффити-райтера Stash. А вот, например, парень из Уфы Знакъ, у него древнерусский стиль шрифта, — Максим показывает холсты с авторскими знаками уже именитых теггеров и новичков. — Знакъ работает в таком же стиле, как московский райтер Твеср, его тег у нас тоже можно посмотреть. Конечно, многие из собранных мной росчерков вы видите на улице десятки раз в день. Это большая семья, а я сейчас просто собираю ее генеалогию и буду продолжать».

Кстати, часть Notfoundgallery очень похожа на кабинет архивариуса — крупные шкафы с резьбой по дереву и книгами об урбанистической культуре внутри, кровать с массивными деревянными заваротами, стулья, вырезанные в конце XIX века. Такой интерьер придает особую остроту культурному контрасту.

«Аналоги стоят в питерском Музее КГБ, — объясняет Максим, показывая на спинку одного из стульев. — Старинная мебель досталась мне по наследству. Но атмосферу галереи тоже вполне можно назвать семейной, так что все удачно сочетается. Тем более, я продолжаю жить в этой квартире, так что ты просто приходишь ко мне домой. Да и вообще, встречи здесь — это очень тепло и по-русски. Наши литераторы собирались в домашних салонах, герои рок-сцены устраивали квартирники. Ты среди друзей, ты не стесняешься, ты полностью открыт».

Герои улицы

Еще с 11 мая большая часть галерейного пространства отдана под выставку «MI SYZE», уличного московского художника UK 11.5. «Автор просто обратился ко мне, мы посчитали, сколько нужно фанеры, краски, продумали, как вписать сюда инсталляции, все вышло на 10-15 тысяч рублей. Эти расходы оплачиваю я. Такое у меня правило — для автора все бесплатно. Но, конечно, здесь есть отбор. Мы просто фокусируемся на уличном искусстве, поэтому подходят не все», — объясняет Максим.

На картинах UK 11.5 катается на велосипеде со своей девушкой, пьет, разьезжает в машине с футбольными фанатами, — так он рассказывает, как человек вписывается в контекст города, рисует ежедневность, а заодно смеется над ней.

«У него свой стиль, что-то ближе к примитивизму. Под выставку мы, кстати, специально привезли настольный футбол. Художник — футболист, он играет в юношеской сборной, ему 21, — рассказывает Максим. — Когда было открытие, сюда в какой-то агонии набежали соседи. Просто не разделили наши чувства и вызвали полицию. Стражи, правда, чувствовали себя странно, понимали, что разгоняют какую-то семейную вечеринку».

По словам хозяина галереи, с тех пор полицейские на эту «улицу» больше ни разу не наведывались. Здесь почти в домашней спокойной обстановке московская граффити-команда 56 представляла фильм «Окраина» и открывали фотовыставку руферы из Rudex.

Для героев улиц хозяин сделал зал с проектором, даже небольшой сценой, на которую хочется смотреть, сидя за огромным фиолетовым столом, сделанным московским художником Ильи Пиганова. Такое городское меценатство наших дней.

Впереди у Notfoundgallery выставка «кереков» — небольших нарисованных персонажей, через которых граффитчики представляют себя и своих знакомых. После здесь начнут жить скульптуры московских стрит-художников. О том, что у «улицы» появился новый герой, Notfoundgallery заранее предупреждать не любит — за сутки до открытия экспозиции Максим просто делает анонс в Instagram.

Подсказка

Главные городские теггеры, которые частенько приходят в гости к Максиму, часто оставляют свои автографы не только у него на холстах, но и по дороге. Но до росписи подъездов никогда не опускаются, говорит он.

«За ними нужно наблюдать. Там, где они оставили свой автограф — это или будочка, которую давно пора убрать, или какая-то городская «ошибка». Иначе у теггера рука бы не поднялась. Конечно, есть новички, которые не понимают, зачем теггить. Но граффитчик, который давно занимается теггингом, в каком-то смысле похож на санитара города, он указывает на проблемы. Но, конечно, преследует и другие цели», — поясняет галерист.

Москва, по его наблюдениям, к стрит-арту относится сдержанно и мирится с ним, да и мест оставляет предостаточно. И это, считает Максим, хороший знак.

«Город со стенами без меток уличных художников — это что-то нездоровое, — продолжает он. — Значит, в нем запрещают выразить себя как-то альтернативно. А если нет ребят, которые хотят самовыражаться, причем на виду у всех — это еще один странный город. Хотя, стоит признать, и огромное количество граффитчиков — тоже показатель того, что тоже не все в порядке».