«До конца 90-х Москва была еще дореволюционной»
 / Алена Дергилева

Смотреть на это удивительно: вроде бы это – Москва, причем весьма узнаваемая. Но при этом какая-то уже не настоящая, а та, в которой из окон корочкой несет поджаристой, народ по утрам спешит в булочные, во дворах мужики играют в домино, а ветер играет развешанными на веревках простынями. Нынче такого и не сыщешь уже. Но художник Алена Дергилева по-прежнему видит Москву именно той – слегка подзабытой, уютной и ностальгической… В галерее «Вдохновение», что в поселке Первомайское (улица Центральная, дом 27), что в Новой Москве, сейчас проходит персональная выставка Алены - «Непричесанная Москва». МОСЛЕНТА же попросила Дергилеву поделиться своими воспоминаниями и записала ее монолог.

Москва моего детства? Сейчас расскажу. 50-е годы. Таганка. Земляной двор, окруженный забором. Сараи у каждой семьи. Клумбы с лопухами. Потом все это потихоньку стало закатываться асфальтом.

Алена Дергилева
художник

В Новой Москве это, кажется, вообще единственная галерея, так что, конечно, мне очень приятно. Что же до собственно Москвы… Я ее рисую с начала 80-х годов. Почему? Главная причина, наверное, в том, что сама я родилась на Таганке, поэтому вот это ощущение старой Москвы у меня с самого детства. Я жила на Воронцовской улице, дом 17, до двадцати лет. А потом наш дом сломали – он пошел под снос. Ну, а вторая причина – то, что мне всегда нравилось рисовать. В общем, все сошлось.


С Таганки мы переехали в Кузьминки, но там мне очень не нравилось. И, как только я смогла, оттуда уехала – прямиком на Хитровку, в знаменитый «Дом-утюг» (Певческий переулок, дом 1/2, строение 2), в котором мы прожили восемь лет – до тех пор, пока этот дом не пошел на реконструкцию. Нам дали квартиру в Строгино. Потом мы переехали и оттуда, оказавшись на проспекте Вернадского. Короче, по Москве мы попутешествовали изрядно. Но центр меня тянул всегда…


Сначала были офорты – гравюры по металлу. Потом я начала их подкрашивать акварелью. А следом, в 2000-х годах, стала делать уже именно акварели: сначала маленькие, потом все больше и больше. Есть множество мест, которые я хочу успеть нарисовать. У меня огромная стопка эскизов – вот хоть с той же Остоженки, на основе которых я потихоньку сделаю картины. При этом – я не пейзажист. Старые дома для меня, это попытка зафиксировать уходящую Москву, а еще – форма, на фоне которой развиваются те или иные сюжеты, то есть – жизнь.


Я увлекаюсь историей столицы, читала Гиляровского, видела очень много старых фотографий города и поняла: до конца 90-х годов прошлого века Москва была еще той – «гиляровской», такой же, как до революции, если не считать новых вывесок. А потом все стало меняться настолько резко, что даже те места, которые я успела нарисовать, уже совершенно не узнать. Многих домов попросту нет. Взять Остоженку. Мне жутко, жутко жалко дом на углу Зачатьевского переулка – такой большой, закругленный, в нем еще была булочная. Он был старый, но какой-то очень живой. Вы видели, что построили на его месте? Это же просто ужас какой-то…


Москва моего детства? Сейчас расскажу. 50-е годы. Таганка. Земляной двор, окруженный забором. Сараи у каждой семьи. Клумбы с лопухами. Потом все это потихоньку стало закатываться асфальтом… Я понимаю, что любые перемены – всегда к лучшему, но мне бы очень хотелось вернуться в то время хотя бы затем, чтобы начать рисовать Москву с натуры намного раньше.

Материалы по теме
«Духи победили собачье дерьмо»
Культура
27 февраля
«Первое, от чего мы обалдели, был подъезд»
Город
16 марта
«Никогда не видела столько пьяных людей»
Город
14 февраля
По рубрике
«Такого еще никто не делал»
Культура
14 сентября
«Диктатор? Что вы!»
Культура
9 августа
«Ждем более миллиона человек»
Культура
9 августа
Все и сразу
Культура
31 июля
Самое читаемое
«Такого еще никто не делал»
14 сентября
«На меня обижаются подвыпившие мужчины»
18 сентября
Мокрое место
17 сентября
«Счастливы до попы»
15 сентября