«Так нарядно, что самому неловко»
 / Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Краевед Александр Можаев реконструировал места, исчезнувшие до появления реалистической живописи, не говоря уже о фотографии: старый Гостиный двор, долины Неглинки, палаты Воротынского на Никольской. Пользуясь случаем, МОСЛЕНТА попросила Александра рассказать, как возникла идея этой реконструкции, где он брал информацию и что нового узнал в процессе работы.

Вышли сказки Пушкина

«Коротко говоря, — рассказывает Александр, — идея этого проекта возникла еще в конце XIX — начале XX веков у художника Аполлинария Васнецова. Мне это тоже показалось интересным: составлять этакие пары, видеть, как говорится, два мира — два детства. Я начал заниматься этим 20 лет назад в институте, собирал материал, а после еще и сделал иллюстрации».

Почему именно Китай-город?

«Мне хотелось понять, насколько этот район выделялся на фоне других районов тогдашней столицы, — поясняет Можаев. — Мы же представляем это место как? Посередь двора палаты, вокруг огороды да сарайки. А ведь это же была вполне капитальная каменная застройка с десятками каменных домов и храмов первостатейного качества. Затем, начиная с Екатерининского времени, все это активнейше сносилось и перестраивалось. Вот и вышло, что спустя всего три века мы не только растеряли былое великолепие, но и вообще очень мало о нем знаем. У меня возник соблазн самому встать на место заезжего художника и попытаться представить структуру города хотя бы в объемах, в силуэте».

Старые планы, подрядные записи, редкие рисунки иностранных путешественников, результаты археологических исследований — все это стало для Александра источниками информации.

«Иногда выходит так нарядно, что самому неловко, — переживает он теперь. — Скажем, дворец Воротынского — удивительный памятник, стоявший на Никольской улице с 1670-х по 1917 год. Известны планы, по которым ясно, что это здание было огромным и крайне сложным с архитектурной точки зрения. Его пытались рисовать под скатной крышей, но выходил такой сундучина — большой и неловкий. Мне показалось более логичным предположить, что над этажами существовал деревянный верх с отдельными башнями и площадками меж ними: известно, что самые богатые дворцы столетия иногда позволяли себе такую роскошь. В общем, вышли совершенные сказки Пушкина, но, видимо, это тоже нормально».

Васильевский спуск

4b5f7d00a89bb03496f482832fe152349f76fac4
Фото: Александр Можаев

Тиунский приказ, следивший за моральным обликом духовенства, с 1594 года занимал особую избу, стоявшую чуть ниже Покровского собора. Принято считать, что в XVII веке для него были выстроены палаты, известные по старым планам. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что здесь находилось два каменных здания, в разное время носивших имя Тиунской палаты. С 1670 года Тиунский приказ находился в двухэтажных палатах, выстроенных ранее у Константиновских ворот Кремля для городской таможни и известных по изображениям XVII века, а в 1682 году переехал в новое здание, специально построенное в полусотне метров к северу. На плане середины XVIII века старые палаты показаны в самом низу чертежа, новые — чуть выше, розовое в центре — Покровский собор.

Осиповское подворье

Гостиный двор

(Продолжение следует)

Материалы по теме
Как лечили на Руси
История
30 июля
Полет с художником
История
15 июля
Белый город
История
21 июня
По рубрике
Как Москву пытались напоить
История
10 декабря
«Заказывали поросенка с кашей, ящик вина и полбочки солений»
История
29 сентября
«На втором этаже разрешалось курить»
История
27 сентября
«А манекенщицы… Их было много!»
История
19 августа
Самое читаемое
Как Москву пытались напоить
10 декабря
«Простояла целый час на платформе, думала затопчут»
11 декабря
«Беспощадный перфекционизм изуродовал вещь»
Cегодня
«Я же не денег себе прошу»
12 декабря