Опубликовано 15 июля 2017, 00:01

Полет с художником

Как Аполлинарий Васнецов реконструировал исторический облик Москвы
Буквально «пролететь» над Первопрестольной XII, XIV или XVII века можно, рассмотрев картины русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова. Вместе со специалистами Музея Москвы МОСЛЕНТА отправилась «парить» над первыми укреплениями Боровицкого холма и средневековой столицей.
Аполлинарий Васнецов «Московский Кремль при Иване III»
Аполлинарий Васнецов «Московский Кремль при Иване III»
Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Буквально «пролететь» над Первовпестольной XII, XIV или XVII века можно, рассмотрев картины русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова. На его полотнах и самая первая деревянная крепость, и каменный град, и ландшафты девятивековой давности. Многие из них хранятся в Музее Москвы. Вместе с его специалистами МОСЛЕНТА отправилась «парить» над первыми укреплениями Боровицкого холма и средневековой столицей.

Найти протогород

Зеленые поля XII века с первыми укреплениями на вершине Боровицкого холма — самый ранний из нарисованных Аполлинарием Михайловичем видов московских земель. «Москва-городок» на его картине — это небольшие поселения, разбросанные по семи холмам. Их рельеф изрезан небольшими реками, которые появились на рисунке после изучения Аполлинарием Васнецовым локальной гидрографии.

«Чтобы создать эту работу, художник исследовал летописные свидетельства, первые упоминания о Москве XII века. Основной задачей Васнецова было показать зрителю, что Москва XII века это небольшая крепость. Ему было важно знать, почему на этом месте появился город, определить «характер пейзажа», как говорил сам художник. Историческая реконструкция вида здесь сочетается с художественным осмыслением. Васнецов тратил достаточно много времени на написание своих картин. Дело было в подготовительном этапе. Сначала художник делал выписки из исторических документов, изучал труды историков и археологов, исследовал город. Такая работа могла длиться месяцами», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

Работая над очередной картиной, художник прорисовывал красно-черный план-карту изображаемой территории, получался вид сверху. Красной тушью он отмечал строения, сохранившиеся до его времени, черной — здания, фасады и формы, которые приходилось реконструировать по информации в источниках. Большая часть таких карт получалась темной. К каждой работе делались не только эскизы, но и графический план с пояснительной запиской.

Для художественной реконструкции Аполлинарий Васнецов использовал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографические материалы, изучал средневековые планы и карты, труды историков, например, Николая Карамзина, Сергея Соловьева, Василия Ключевского, Ивана Забелина. Художнику, известному среди археологов и историков, были доступны исторические материалы из московских архивов, а также из Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля.

Помогало в работе и то, что Аполлинарий Васнецов был членом Московского Археологического общества и председателем Комиссии по изучению старой Москвы. С докладами о своих картинах-реконструкциях Васнецов выступал на заседаниях общества «Старая Москва». Его учителем был русский историк и археолог Иван Забелин, работавший в Кремле и Императорском Историческом музее (ГИМ).

«В работе художник пользовался сведениями многовековой давности, но, конечно, нельзя утверждать, что они стопроцентно точны. Расположение некоторых построек он мог определять, например, по сохранившемуся фундаменту. Есть и пласт исторических письменных источников, которые помогают найти косвенную информацию. Например, если мы не знаем точной даты строительства храма, то иногда можно найти в документах, когда начали выделять деньги на его причт (штат священников), в каком году, например, подарили, святой образ. Это поможет определить дату появления строения», — комментирует Екатерина Святицкая.

Полюбить столичное сердце

«Прибытие мое в Москву было решительным поворотом… в искусстве», — написал Аполлинарий Васнецов сразу после приезда в город. Тогда художнику было 22 года.

В Москве он сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова.

«Здесь он общается с друзьями старшего брата — Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи, Иваном Репиным. В этот период общество все больше интересуется историей допетровской Руси. Например, архитектура Государственного исторического музея — это псевдорусский стиль конца XIX века, который гармонично сочетает здание Исторического Музея с его шатровыми навершиями с архитектурой кремлевских башен, надстроенных в конце XVII века. Тогда же художники, архитекторы стали больше обращаться к тематике древнерусских сказок, славянской мифологии. Даже для дома выбирали тяжелую дубовую мебель в старорусском стиле. В Первопрестольной увлечение этими народными элементами, пожалуй, было выражено сильнее, чем в более европейском Петербурге, хотя и там мы встретим архитектурные шедевры этого стиля», — отмечает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы.

Следуя наметившемуся культурному тренду и собственному интересу Аполлинарий Васнецов разрабатывал эскизы к картинам с Китайгородской стеной XVI века, Семиверхой башней Белого города XVII века, старым устьем реки Неглинной начала XVIII века, Пушечно-литейным двором на Неглинной.

Но чаще всего историческое внимание и любопытство художника обращались к Московскому Кремлю. Он писал его в разные эпохи: и когда стены были еще деревянными в XII-XIV столетиях, и когда городская крепость буквально расцветала красками новых каменных построек — в XVII веке. На выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы представлены такие работы, как «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

«Строительство и крепостных стен и зданий внутри Кремля, традиционных для русского зодчества — вот, что изображает художник. Понятно, что расположение строений внутри деревянного Кремля иногда неточное. Но Аполлинарий Васнецов обозначает важные точки. Например, первый храм, который появился в Кремле, а он упомянут в летописи — Спас на Бору. Мы не знаем достоверно, как выглядело его здание, ведь от него ничего не осталось, но форма, которую рисует художник, скорее всего, была именно такой. Аполлинарий Васнецов анализировал традиционную для того времени застройку и не только на территории современной Москвы. Например, он мог присмотреться к сохранившимся храмам Владимиро-Суздальской Руси и сделать аналогичное изображение», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Башни уже каменного Кремля XIV века художник рисует, заранее изучая формы их белых предшественниц.

«Сохранились белокаменные крепости Северной Руси — в Старой Ладоге, Пскове, Новгороде, Изборске. По тому же фортификационному принципу, что и там, строились кремлевские стены. Поэтому Васнецов, который много путешествовал по России, хорошо был с этим знаком. Как правило, угловые башни крепостей делались круглыми, башни по фронтам — квадратными», — объясняет Екатерина Святицкая.

В XV веке, во время правления Ивана III, возводится краснокирпичный Кремль — те стены, которые мы видим и сейчас. Поэтому его художник мог просто срисовать.

«Картину «Московский Кремль при Иване III» легко использовать как историческую иллюстрацию возведения кремлевских строений во время правления князя. На ней можно увидеть, что Успенский собор уже построен, а на Архангельском не хватает только куполов. Виден и Благовещенский собор», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Написать энциклопедию московской жизни

В главной роли на исторических картинах Аполлинария Васнецова почти всегда оказывается архитектура, а бытовые сцены только подчеркивают особенности эпохи. Но «Красная площадь во второй половине XVII века» стала практически энциклопедией, по которой можно изучить один день из городской жизни того времени и бытовые детали прошлого.

Художник легко воссоздал ансамбль Красной площади — Собор Василия Блаженного, Лобное место и, конечно, Спасскую башню с кремлевской стеной. Все это он мог рисовать, стоя у Государственного исторического музея.

«В конце XVII века эти строения приобрели тот вид, к которому мы привыкли и сейчас. А на Спасской башне тогда действительно были однострелочные часы, показывавшие только дневное время, — объясняет Екатерина Святицкая. — Идею управления государством художник передал через образ дьяка, который зачитывает приказ. Интересная группа на картине — иноземцы, с которыми еще и толмач-переводчик. Кто-то знатный выезжает из Кремля на запряженной шестерке — тоже важная деталь. А у кремлевских стен кресты — это часовни „на костях и на крови“. В XV-XVII веке на Красной площади часто казнили, такая казнь „на Пожаре“, как тогда называли Красную площадь, считалась особенно позорной».

Стоит вспомнить, что систематического художественного образования Аполлинарий Васнецов не получил. У художника не было даже диплома о среднем образовании, поэтому он не мог поступить в Академию художеств. В Москву он переехал, получив диплом только народного училища. Но это не помешало автору, искренне полюбившему город и свое дело, впервые реконструировать некоторые виды столицы, используя инструментарий художника.