«Мне говорили: на фига я сюда сунулся»
 / Фото: Евгений Халкечев

На «Волгах» начала 2000-х в последние несколько лет Женя ежегодно проезжает десятки тысяч километров. Большая часть пробега обычно — российская, с выездом из Москвы, но машина этого волговода бежала и по Белоруссии, и по Абхазии, и по Грузии. Наш герой рассказывает о путешествиях, которые доступны всем, и дерзко заявляет, что на своей «серой молнии» может долететь даже до Камчатки.

Пареная репа

Потрудился в городе год и уволился, сел и поехал в путешествие по стране на отечественной машине. Я делал так каждые 12 месяцев с 2013-го, последние два года работаю преподавателем, так что летний оплаченный отпуск в два месяца мне обеспечен. Путешествие — это ведь несложно. Это вообще состояние души, можно и по метро путешествовать. А я четыре года назад просто устал или даже потерялся, поэтому решил искать путь.

2013-й был первым годом, когда я выехал на автомобиле ГАЗ 3110, баклажан, 2000 года выпуска. Взял его примерно за 30 тысяч рублей, ну они и сейчас в хорошем для поездок состоянии в районе 30-40 тысяч стоят. Нужно было только отладить работу 406-го двигателя, а еще заменить масло, свечи, датчики и гидрокомпенсаторы. Эти мелочи обошлись в 5-6 тысяч — вот и все.

Так мы подготовились, и за следующий 31 день проехали примерно 7 тысяч километров: от столицы до Крыма и прокатились там, а затем — до Абхазии. Для начала выбрали маршрут Москва — Порт Кавказ и пролетели от Керчи до мыса Тарханкут по побережью с остановками в крупных городах, заезжая посмотреть местные достопримечательности. Это заняло порядка 17-18 дней. Обратно — через центральную магистраль и Симферополь. Оттуда быстро добрались до Сухуми и Гагр. И вот, кстати, там оценили не только крутые виды, но и добродушие гаишников, которые возвращали нам деньги на выезде из города. В чем прикол: меня остановили за превышение скорости, а в Абхазии забирают документы и права, и ты оставляешь машину, едешь в город оплачивать штраф, потом возвращаешься за своим сокровищем. Я попытался договориться, отдал 700 рублей, чтобы мы не ехали обратно, и заодно рассказал, как путешествуем по Абхазии на «Волге». Я начал уходить, а гаишник просто сунул мне отданные деньги в карман, так все и решилось.

12 тысяч километров, 12 областей и республик

После поездки я поработал еще год и снова уволился. Так уже в 2014-м на такой же баклажановой волжанке — правда, уже за 38 тысяч рублей — мы проехали по России 12 тысяч километров, 12 областей и республик. Сначала катили по маршруту Москва — Нижний Новгород, после — до Казани, и так добрались до Алтая, крайней точкой стала местность у столицы Республики Тыва — города Кызыла.

Места, которые я снимал в ту поездку, описывать словами, может, и без толку, вы их увидите на фотографиях. Лучшие виды нашей страны, которые я тогда запечатлел, получились в природном парке Ергаки, где мы восходили на пик Звездый, где я взбирался на пик Птица, на Алтае с его живописными дорогами. Красиво и душевно у нас на Кавказе, в районе Домбая, горы Мусса-Ачитара. Одно из лучших мест Кавказа — Былымское озеро, у которого я встречал потрясающий рассвет. В Крыму есть прекрасный поселок Новый Свет, недалеко от которого проходит горная тропа Голицына, рядом — гора Караул-Оба.

Некоторые виды в поездке 2014 года нам, к сожалению, не дались. В путешествии нужно быть готовым и к долгому походу ради пейзажа, который не сможешь увидеть в нужном свете и погодных условиях. Так, на Алтае мы порядка пяти дней шли к горе Белуха, к озеру, но начались проливные дожди, поэтому всю красоту глаз так и не схватил. Все, кто когда-то ходил по Алтаю, знают, что это нелегко. Был у нас случай, когда мы добирались к лагерю «Высотник-2», недалеко от которого находился нужный нам перевал на высоте 3060 метров. Так вот на этом перевале принято оставлять какие-то сюрпризы для уставших путников. Мы, например, попрощались с двумя пачками пряников, зато взяли из этого схрона сигареты, которые кто-то оставил для таких, как мы.

Газ

За последние два года я откатал на «Волге» по России примерно 40 тысяч километров, и все прекрасно. За все четыре года волжанки у меня ни разу серьезно не ломались. Только со второй «Волгой» были проблемы. Прямо перед выездом начала выходить из строя система охлаждения, и мы задержались на двое суток. Сломался болт, который крепил термостат к двигателю, его пришлось высверливать, ну и затем решать проблемы по кругу. В 2016-м я поменял «Волгу» на «Волгу» — ГАЗ-3110 на ГАЗ-31105, более новую модель. Тогда я покатался немного и понял, что меня смущает только работа двигателя на холостых оборотах. Приезжал и к официалам, и к серым эстэошникам. Все говорили: нужно разбирать двигатель. Но я знал, что знакомый 406-й так подвести не мог. Мы посмотрели мозги, ни в одном СТО никаких серьезных проблем диагностировано не было. Я отрегулировал подачу топлива, поменял свечи и масло. С тех пор проехал около 40 тысяч километров — кажется, эта срочная переборка двигателя требуется мне до сих пор (улыбается Женя). «Волга» успешно откатала меня этим летом и до сих пор со мной. По мне так единственный «не плюс» — это шаровая подвеска. На предыдущих волжанках была шкворневая. Думаю, она мягче.

Несколько моих любимых «Волг» я видел даже в Абхазии. Хотя, насколько я знаю, там и сейчас нет сертифицированных СТО группы ГАЗ, но запчасти, думаю, при желании найти можно. Я хотел бы доехать на автомобиле ГАЗ и до Камчатки, он вполне может, если его подготовить. Но напрямую вряд ли получится, где-то придется переправляться. Я бы и тут рискнул, потому что за четыре года путешествий на «Волге» у меня бывали разные случаи. Думаю, я в силах оценить способности этой машины.

видео: Яна Кремнёва

Беда России

Из всех дорог, которые я проехал в России, самой странной показался расположенная на первом отрезке федеральной P-402 Тюмень — Ишим — Омск. Там очень глухо. Пару лет назад на 25-километровом участке дороги Тюмень — Ишим этой дороги на самом деле не было. Только асфальт, поднятый волнами. Мы ехали не больше 10 километров в час, а иногда и пять. Единственная машина, которую встретили, — фура. Веселый водитель сказал мне что-то вроде: «На фига ты сюда сунулся». Там же у меня сгорел ролик натяжения ремня и отказал гидроусилитель, который от него зависел, пришлось ехать примерно семь километров без него до ближайшего населенного пункта в конце дороги. Оказалось, там люди на ремонтах авто в основном и зарабатывают: так жили в начале и конце этого странного пути. Так вот, местный сотрудник ДПС поднял всех на уши, когда я к нему обратился, ночью нам открыли магазин, мы нашли только уазовский ролик, поставили его буквально за 20 минут и поехали дальше.

Очень плохие дороги в Омске и в Уфе. В Кургане ужас. Один из самых напряженных участков — за Челябинском. В Ярославской области, километрах в 10-12 от Рыбинска, между селом Воробьевка и деревней Дорожная мы десятью машинами справлялись с одной и той же бедой: меняли колеса из-за пробитой резины и убитых дисков. Оказалось, там ежедневно несколько месяцев подряд день и ночь машины попадают в необычную дорожную яму. Забавно, что это случилось недавно. Велика вероятность, что гаишники продолжают каждые сутки туда приезжать.

Дороги мне нравятся перед Нижним Новгородом, в Казани и ближе к Новосибирску. Нравится Крымская трасса, которая идет со стороны Алушты в Судак. Отличная дорога в Карачаево-Черкесии, в сторону Домбая. Хороша и центральная трасса в Абхазии, за которой они ухаживают, и в Грузии.

По рубрике
Станиславский и Плутон
Развлечения
29 августа
Удивительное рядом
Развлечения
10 августа
Заткнули фонтан
Развлечения
3 августа
«И зрительный зал, и сцена на воде»
Развлечения
2 июня
Самое читаемое
Как Москву пытались напоить
10 декабря
«Простояла целый час на платформе, думала затопчут»
11 декабря
«Беспощадный перфекционизм изуродовал вещь»
Cегодня
«Я же не денег себе прошу»
12 декабря