Решили отдохнуть
Фото: архив Парка Горького

12 августа главный парк столицы — ЦПКиО имени Горького — празднует День Рождения. В этом году ему исполнилось 90 лет. В 1928 году он открылся на территории, которая за пять лет до этого была расчищена для проведения первой всесоюзной выставки сельского хозяйства. МОСЛЕНТА рассказывает о том, как все начиналось.

Первый период расцвета Парка Горького приходится на довоенные годы и связан с именем его первого директора – Бетти Глан. В 1930-х, как и в наши дни, ЦПКиО был самой модной площадкой в Москве: до 300 тысяч посетителей приходили сюда ежедневно, чтобы потанцевать и заняться спортом, побывать на кинопремьере или цирковом представлении, поучаствовать в карнавале или сеансе одновременной игры с первыми гроссмейстерами своего времени.

Первый директор

Торжественное открытие прошло неудачно. После сообщений в прессе о том, что бесплатным посещение Парка будет только в день открытия, 11 августа 1928 года стотысячная толпа смела здесь все, оставив после себя только окурки, обрывки газет и вытоптанную территорию. Первый состав руководства уволили, а директором Парка назначили 25-летнюю Бетти Глан.

Дочь киевского купца, член Коминтерна и жена Генерального секретаря компартии Югославии, она была интеллектуалом и прирожденным лидером, а не скучным номенклатурным работником. В Москву она приехала работать по личному приглашению Луначарского. Секрет популярности довоенного Парка объясняется в первую очередь тем, что в круг общения Глан входили лучшие представители советской творческой интеллигенции: архитекторы и театральные режиссеры, композиторы, певцы и киноактеры. И она активно привлекала их к работе в ЦПКиО, имея возможность щедро оплачивать заказы за счет финансирования со стороны государства.

0ce6c6df39c274c8794d96d0a4d11c9db3d73539
Фото: архив Парка Горького

Директор парка Бетти Глан, Герберт Уэллс и Дж. Уэллс. 1934 год.

Герберт Уэллс, посетивший Парк в 1934-м, назвал его «комбинатом культуры». Когда Бетти Глан провела для него экскурсию по ЦПКиО, скептически настроенный писатель был поражен: «Вы директор не только парка, вы директор фабрики счастливых людей», — сказал он ей тогда.

Сказка закончилась через три года: мужа Глан расстреляли, а саму ее отправили в ГУЛАГ на 17 лет. Но до этого Бетти Николаевна успела реализовать сотни творческих проектов, создав легендарный образ довоенного ЦПКиО, сияющего гирляндами огней, с цирком и парашютной вышкой, десятком спортивных секций, эстрад и киноплощадок, детским городком и однодневным домом отдыха для передовиков производства.

Главный вход

До войны к главному входу Парка можно было подъехать на трамвае, который шел по Садовому кольцу через старый Крымский мост — он был шириной всего 17 метров, а на въездах размещались знаки для извозчиков «езда шагом в один ряд».

Картина переменилась только в середине 1930-х. Архитектор Александр Власов выиграл гран-при Всемирной выставке в Париже за свой проект планировки Парка. Ну а после успешной его реализации взялся за Крымский мост. В 1936 году старую конструкцию на 50 метров сдвинули вправо по течению реки, а на его месте воздвигли тот самый Крымский мост, который мы хорошо знаем. Его ширина составила уже 38 метров.

Увешанное лозунгами и афишами здание входной группы Парка тогда напоминало скорее ангар или ферму, так как было построено в 1922-м к открытию проводившейся здесь всероссийской сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставки — между прочим, именно она стала прообразом ВДНХ.

Некоторые павильоны партерной части выставки простояли до войны, но большинство из них было все же снесено: либо из-за ветхости, либо оттого, что нужно было освободить место для аттракционов, занятий спортом и прогулок.

Партерная часть

Около здания администрации в те времена была построена парашютная вышка, с которой прыгали в основном девушки, потому что юноши и мужчины, оказавшись в Парке, как правило, первым делом шли к пивному ларьку, после чего прыгать с парашютом им было уже лень.

Подобно зданиям входной группы, вышка служила своеобразной информационно-рекламной площадкой: на ней регулярно вывешивали лозунги и анонсы мероприятий. Размещали их по всему фасаду, вдоль спирального спуска, по которому съезжали вниз те, кто побоялся прыгнуть.

Две девушки с веслом

Примечательна история главного довоенного символа Парка – восьмиметровой скульптуры полностью обнаженной девушки с веслом, украшавшей центральный фонтан, который до 1957 года располагался гораздо ближе ко входу в ЦПКиО. Первый вариант скульптуры, установленный здесь в 1935 году, был 12-метровым.

«Девушка с веслом» заказывалась и создавалась как олицетворение новой, молодой России, перед которой открываются грандиозные перспективы. В качестве модели скульптор Иван Шадр (между прочим, ученик Родена) выбрал спортсменку и комсомолку Веру Волошину, которую присмотрел в бассейне института физкультуры.

Однако скульптура не понравилась Сталину. Увидев ее во время визита в Парк, он сказал: «Это — убрать». Девушку пришлось выслать в парк культуры и отдыха имени Горького города Луганска, и там в годы войны она была разрушена артиллерийским снарядом.

Судьба самой Веры, кстати, тоже сложилась трагически: осенью 1941 года она добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага, в тот же, где сражалась Зоя Космодемьянская. После семи удачных походов она была ранена и поймана немцами. Веру повесили у села Крюково возле Наро-Фоминска, в тот же день, что и ее знаменитую сослуживицу.

Но вернемся к истории «Девушки с веслом»: Шадр остался верен себе и к лету 1936 года создал новую, более сдержанную и холодную, но опять полностью обнаженную восьмиметровую девушку с веслом, моделью для которой стала гимнастка Зоя Бедринская.

И снова его постигла неудача: вторая версия скульптуры была демонтирована в ходе послевоенной реконструкции, а сам фонтан переместили на 200 метров вглубь парка и увеличили в размерах к Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года.

Однако вышла в тираж и была установлена в большинстве советских парков не многострадальная «Девушка с веслом» Шадра, а гипсовая скульптура выпускника Строгановки Ромуальдо Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году и изображающая девушку в купальнике с веслом в левой руке.

Спортивный партер

С момента своего основания Парк служил площадкой для массовых спортивных мероприятий: выступлений, соревнований, парадов спортсменов и физкультурников всех возрастов. Вся партерная часть в первые годы существования ЦПКиО была отдана под спорт: одна за другой здесь шли волейбольные и баскетбольные площадки, миниатюрные футбольные поля и зоны для занятия фехтованием.

Огромной популярностью пользовался шашечно-шахматный клуб. В хорошую погоду столы с досками устанавливали на улице, перед одним из павильонов в партерной части, составляли их в линию и устраивали сеансы одновременной игры, в которых регулярно принимали участие именитые советские гроссмейстеры того времени. Таким образом, все было сделано для того, чтобы любой член клуба мог прийти и сыграть здесь со своим «героем». Такие сеансы собирали десятки игроков и сотни зрителей, горячо обсуждавших каждый ход и проведенную комбинацию.

Цирк, кино и театр

На Пушкинской набережной стоял цирк-шапито, где снимались сцены фильма «Цирк» с Любовью Орловой. Он был так популярен, что представления проходили тут не только по выходным, но и в будние дни.

Кроме того, на территории Парка одновременно работали несколько театров и кинотеатров. До открытия в 1936 году Зеленого театра, для которого из Европы выписали самый большой в стране экран размером 15 на 18 метров, главной киноплощадкой ЦПКиО оставался кинотеатр «Великан».

Располагался он в здании на Пушкинской набережной, два крыла которого сегодня занимают администрации Парка и музея «Гараж». «Великан» был создан в 1931 году бразильским архитектором Родриго Дакоста в дореволюционном цеху по ремонту лодок братьев Бромлей. Это был первый звуковой кинотеатр Москвы, который вмещал 1.200 зрителей и пользовался огромной популярностью, как и весь Парк, который в 1930-х стал площадкой №1 в городе.

Интерьер кинотеатра выглядел невероятно футуристично: в холлах находились маленькие оранжереи и стеклянные кубы, по которым струилась вода, подсвеченная голубыми лампами. В фойе стояли две эстрадные площадки в виде раковин, звучала живая музыка, перед сеансами здесь проходили концерты и танцы. В 1942 году в кинотеатр попала бомба, и до сих пор там, в центральной части здания, пустота: уцелели только стены, крыши нет, наружу выглядывает крона одного из растущих внутри деревьев.

Еще одной новаторской площадкой Парка был театр на воде, устраивавшийся на сцене Острова танца, который и сегодня можно видеть на Голицынском пруду.

Ландышевые аллеи

По инициативе театральных режиссеров братьев Стенберг в 1930-х две аллеи, проходившие параллельно Пушкинской набережной и до наших дней не сохранившиеся, были оформлены фонарями, которые по спецзаказу изготовили в виде изогнутых стеблей ландыша с круглыми плафонами – цветами.

Москвичи сразу полюбили и «обжили» узкие Ландышевые аллеи, которые на картах Парка продолжали номенклатурно называться «первой» и «второй». Здесь приятно было и прогуляться, и поговорить, и просто почитать, присев на шезлонге или скамейке. На одной из ландышевых аллей в 1939 году был установлен не сохранившийся до наших дней памятник Горькому в островерхой тюбетейке.

Площадь смычки

Основной задачей Парка в 1930-х была «просветительно-агитационная работа с населением». Здесь постоянно проходили митинги, слеты и «встречи с трудящимися», где до них доносили политику партии и правительства. На месте Зеленого театра Парка находилась Площадь смычки, вмещавшая до 50 тысяч человек и являвшаяся главной пропагандистской площадкой Парка.

С ее трибуны выступали члены правительства и деятели искусств, а свое «идеологическое» название она получила в духе того времени, провозглашая смычку города с деревней, рабочих с крестьянами.

Большое массовое поле (на 5 тысяч человек) и Малое массовое поле (на 3 тысяч человек), расположенные в других частях Парка, составляли альтернативу Площади смычки и позволяли в праздничные дни проводить по несколько выступлений одновременно.

5bce33c243af3185994fe1f614f4120d71339403
Фото: архив Парка Горького

Народный комиссар просвещения Андрей Бубнов поздравляет ударников учебы. 1934 год.

В 1930-х многие названия объектов на территории Парка были идеологически окрашены: Голицынский пруд, примыкавший к детскому городку, назывался Пионерским, была в ЦПКиО даже «аллея ударников», вдоль которой стояли бюсты ударников коммунистического труда.

В 1936 году на месте площади смычки был открыт Зеленый театр, который вмещал уже 20 тысяч зрителей, причем более половины мест в нем были стоячими. Заказанный в Европе самый большой в СССР киноэкран размером 15 на 18 метров позволял проводить здесь самые массовые кинопоказы в мире.

По рубрике
Как Москву пытались напоить
История
10 декабря
«Заказывали поросенка с кашей, ящик вина и полбочки солений»
История
29 сентября
«На втором этаже разрешалось курить»
История
27 сентября
«А манекенщицы… Их было много!»
История
19 августа
Самое читаемое
«Простояла целый час на платформе, думала затопчут»
11 декабря
«Беспощадный перфекционизм изуродовал вещь»
Cегодня
«Я же не денег себе прошу»
12 декабря
Как Москву пытались напоить
10 декабря