«Я бы не сказал, что Россия — это западная страна»
 / Фото: страница Рави Кумар Довлуру в Facebook

МОСЛЕНТА продолжает цикл интервью с иностранцами, которые живут и работают в столице. Рави Кумар Довлуру, врач и преподаватель йоги из индийского штата Андхра-прадеш, рассказал о скинхедах, медитации на Рублевке и русских ведических корнях.

Руки под краном

Вы в Москве с середины 1990-х, как и почему вы здесь оказались?

Я с детства очень хотел стать врачом, но в Индии огромный конкурс на бюджетные места в медицинских институтах. Триста тысяч человек подают заявки, из них выбирают 500. А если за деньги учиться, это стоит в сто раз дороже, чем здесь. В 1994 году 200 тысяч долларов надо было отдать только за поступление.

У нашей семьи был знакомый, который уже год проучился в России, сказал, что ему нравится, и рекомендовал тоже ехать. Он при этом работал, как агент: собрал в Индии группу из 7 человек и, наверное, какую-то выгоду с этого получил. Тогда поступать было очень просто: плати, и ты зачислен. Обучение стоило 2000 долларов в год.

Я как в общежитие пришел, первым делом руки под кран с теплой водой поставил, и так и стоял, все никак не мог согреться.

Я из южного штата, мы круглый год босиком ходим, в тапочках-сланцах, а тут нам сказали: готовьтесь, в России холодно, купите теплую одежду. Мне было 17 лет: поехал в Дели, оформил визу, купил кроссовки, шапку, свитер и куртку кожаную. Сейчас-то я понимаю, что такое у вас только весной носить можно.

День прилета очень хорошо помню, такое трудно забыть. Я тогда первый раз оказался в самолете. Это было 14 ноября 1994 года, у вас еще Ельцин был президентом. Пять минут до посадки, смотрю в иллюминатор — а вокруг облака, ничего не видно. Приземлились днем, часа в два, вокруг темно, небо серое-серое, минус пять — и снегопад, я в первый раз в жизни снег увидел. Думаю, что это, куда попал? Из Шереметьево нас привезли на машине на площадь трех вокзалов, и сказали, что институт хоть и московский, общежитие находится за городом. Нас семерых посадили в автобус и везли через этот снегопад еще два часа.

На первом курсе здесь я тоже получил опыт общения со скинхедами, прямо рядом с общежитием. Это была трагедия: избили меня очень сильно, я год лежал в больнице.

Привезли в Тулу, где выяснилось, что мы заплатили за первый год занятий на подготовительном факультете, русский язык надо учить. Там дешевле, чем в Москве, на тысячу долларов с человека, поэтому нас туда отвезли. Я как в общежитие пришел, первым делом руки под кран с теплой водой поставил, и так и стоял, все никак не мог согреться.

Делать нечего, мы остались на первый год в Туле. Сейчас я думаю, что это и хорошо: город небольшой, более-менее спокойно. Мы уже потом поняли, что как раз в это время в Москве были очень серьезные проблемы со скинхедами. Учились и постоянно в новостях слушали: в Москве убили такого-то студента из Африки, избили такого-то из Пакистана. Год отучился и переехал в Москву, поступил в РУДН, потому что хотел все-таки стать медиком.

На первом курсе здесь я тоже получил опыт общения со скинхедами, прямо рядом с общежитием. Это была трагедия: избили меня очень сильно, я год лежал в больнице.

У меня у самого лицо в шрамах после того, как на меня несколько раз в Москве ночью нападали, когда я домой шел. Это я рассказываю, чтобы вам не так обидно было.

Да, мне часто говорят: не расстраивайся, с русскими это тоже здесь случается. Так что я уже начинаю думать: ну да, карма такая.

Год лечился в Индии, родители запретили возвращаться, сказали: все, хватит. Но я очень сильно хотел врачом стать, и решил, что мединститут закончу в любом случае. Вернулся, шесть лет отучился, диплом получил и уехал домой.

У нас была очень хорошая компания с другими иностранными студентами из общежития: мы дружно жили, большой компанией ездили в город и по магазинам, если нужно было. И преподаватели были отличные, и декан наш в Дружбе Народов все для нас делал, стоило только обратиться.

Реанимация и дикие племена

Когда я вернулся в Индию, то четыре года проработал врачом. Это было, как интернатура, очень приятное время. С моей специализацией — врач-терапевт — я лечил людей, если нужно было, делал простые операции. Работал в своем родном штате Андхра-прадеш в реанимации.

Потом я на четыре месяца сходил в ашрам, и после этого работа у меня поменялась. Больше двух лет я был врачом в джунглях, на tribal area (территория диких племен,— англ.). Там они вообще цивилизации не знают: ни электричества, ни письменности. Мужчины с рассветом просыпаются и — на охоту, а женщины дома остаются, с детьми.

Даже дороги туда нет, и работа врача была устроена так: раз в месяц целую неделю мы к ним шли по реке на судне, и неделю — обратно, до базы. Они знали, по каким дням мы приезжаем, собирались на берегу. Мы причаливаем, осматриваем их и лечим. Потом опять на судно садимся и час-два до следующей деревни идем, и там нас уже ждут. Так мы каждый месяц две недели по речке ходили. Брали с собой кучу лекарств: и малярию лечили, и холеру.

Холеру? В полевых условиях?

Конечно. Ставили капельницу, оставляли медбрата и — дальше на корабле шли, а он потом нас на лодке догонял. Два года так работал, и никогда раньше я так близко с природой не был. Почти в джунглях жил, так что медитировать и йогой заниматься очень хорошо было.

0f30f7d7e299882d68dc713cddd24ef04b9553a0
Фото: страница Рави Кумар Довлуру в Facebook

Йога с детства

Врачей в Индии не хватает, и я в 2005 году опять приехал В Москву на специализацию, в Сеченова, чтобы стать травматологом. Три года отучился в ординатуре, поступил в аспирантуру в центральный институт травматологии и ортопедии. Но кандидатскую, к сожалению, так и не защитил: женился, ребенок родился, и пришлось оставить учебу и работать — жизнь заставила.

Я случайно от коллег узнал, что здесь есть много йога-центров, и можно деньги зарабатывать, тренером устроиться, инструктором. И стал параллельно с аспирантурой вести занятия.

Йогу я знаю с детства. Школа, в которой я с 10 лет учился, была необычная, кроме современных предметов в ней древним знаниям тоже обучали: ведам, мантрам, йоге, традиционной музыке и танцу. Таких школ в стране немного, но в каждом крупном городе хотя бы одна есть. Еще нам преподавали древнее боевое искусство, карасева называется: с мечом, с палками мы занимались. Это было никакое не увлечение, просто как на обычный предмет в школе сходил: раз в неделю борьба в расписании, два раза — йога.

Когда в Москву приехал, асаны перестал делать, только бхакти-йогой занимался: пуджры Ганешу совершал. А после института в Индии уже начал серьезно йогой заниматься: в ашраме Бихарской школы жил четыре месяца среди монахов. Тогда его возглавлял гуру и основатель этого места — Свами Сатьянанда Сарасвати. Там жизнь совсем другая, аскетическая: в 5 часов встаешь, час — медитация, после короткого перерыва — асаны, завтрак и лекции — сатсанги. Обед, перерыв до трех и опять лекции, а вечером — снова асаны.

Удивительно слышать, что половина йогического интенсива — это лекции. У нас йогу чаще всего воспринимают как дисциплину чисто физическую.

Знаете, на Западе телу все-таки больше внимания уделяют. Что человеку нужно в первую очередь, то он и берет. Нужно здоровье, красота — он это от йоги берет, так тоже хорошо.

Медитация на Рублевке

В ординатуре у меня был коллега, который со мной учился и йогой интересовался. Он спросил несколько советов, рекомендаций для себя, я ему подсказал. И потом, когда мне нужно было искать работу, это он посоветовал попробовать в фитнес-клубы инструктором устроиться.

2005 год, интернет в Москве тогда был слабо развит: только по картам, через модем, с такими телефонными звуками. Я рассылал резюме, меня в очень многие клубы звали, но не могли взять на работу, потому что я иностранец.

Вы со студенческой визой не могли на работу устроиться?

Да. Везде все одинаково было: собеседование и демонстрация проходили отлично, мне говорили: «Да, приходите к нам работать». Но когда дело доходило до оформления: «Ой, к сожалению, мы не можем». Официально я больше года не мог нигде устроиться.

В результате начал работать в подмосковном санатории и в одном фитнес-клубе: как-то они нашли способ меня оформить. Санаторий в основном проводил детокс-программы, и мне поставили задачу вести занятия так, чтобы обеспечивать людям физическую поддержку. В фитнес-клубе подход был практически такой же. Так что поначалу все сводилось к асанам. Медитацию я стал преподавать уже позже, в йога-центре в Барвихе.

А, Рублевка, у вас, должно быть, начались хорошие заработки?

Платили, как обычно, тогда стандарт был — 1000 рублей за занятие.

Многие ученики, у которых я в санатории йогу вел, до сих пор ко мне ходят. Подход у меня такой: когда человек только начинает, я даю ему физические упражнения, чтобы он был здоров. Когда вижу, что он регулярно ходит, говорю: «Рекомендую ходить и на занятия по дыханию». Если у него все получается, то потом, спустя некоторое время, советую медитацией заняться, даю задания, объясняю, какие практики дома делать. Конечно, когда люди много лет ходят, они все это опробуют.

Я много по России езжу, в разные регионы. И периодически организую йога-туры, где мы и асанами занимаемся, и медитацией, делаем дыхательные практики, очистительные процедуры. Конечно, хорошо интенсив устраивать, когда куда-то уезжаешь.

В Индию группы возите?

В Индию, в Европу, в Россию: Сочи, Краснодар, Абхазия, Алтай. Поездку в Индию использую максимально: делаю на 16 дней программы, две недели занятий и два дня на приезд-отъезд. Всегда ездим на праздник Шивы, Шиваратри, он раз в год бывает, в феврале. Занимаемся у океана, а отмечать праздник ездим в храм, он всю ночь длится. Каждый раз в разные места приезжаем, а древние храмы в Индии везде есть. Такой формат я сделал, чтобы людей глубже с йогой знакомить, показывать, что другая сторона у нее тоже есть.

И я каждый год езжу в Индию к своему учителю по йоге, чтобы продолжать в этом развиваться.

И как вы нашли своего учителя?

В ведической традиции вообще положено иметь нескольких учителей, которые в разных направлениях тебя ведут. Мой учитель по йоге — Свами Сатьянанда Сарасвати, к которому я ходил в ашрам. Еще я в последнее время активно занимаюсь хатха-йогой, здесь мой наставник — Фаек Бириа. А своего духовного учителя Чаганти Котешвара Рао я до сих пор живьем ни разу не видел. Но его влияние на меня очень сильно: я постоянно слушаю и читаю его книги и лекции. Это очень известный в Индии гуру, просто, наверное, карма мне до сих пор не дает его встретить.

Восточная страна

Я встречал такое мнение, что если ты не индус, то йогой заниматься не стоит. Потому что это феномен вашей цивилизации, рассчитанный исключительно на «внутренний рынок». А люди из других культур больше половины базовых ценностей этой системы не понимают. И в наших спортзалах ваши древние практики превращаются в обычную зарядку. Что вы на это скажете?

Йога, конечно, не ограничена одной Индией.

Во-первых, это не религия, это наука осознания собственного «я». Так что никаких религиозных препятствий нет. В древних писаниях, в «Махабхарате» и «Рамаяне» о России говорится. Там есть упоминания земель, которые в нескольких йоджинах от севера Индии, а йоджин — это несколько тысяч километров. И люди оттуда тоже приходили к нам учиться. Еще там говорится, что Кришна и Рама правили всей Землей, то есть всегда люди общались. Человек-то везде одинаковый: четыре группы крови всего существуют, где бы вы ни жили.

Хорошо, но все-таки у нас йогой в фитнес-центрах занимаются, а не в ашрамах, как в Индии. Можете рассказать, чего наши люди хотят от занятий и что вы думаете о русских йога-тренерах?

Древние традиции, культура России во многом похожи на ведические: и одежда, и еда, и то, чему старшие в семье учат младших. И я бы не сказал, что Россия — это западная страна.

Согласен: всех сбивает с толку, что внешность у нас европеоидная. А весь уклад жизни: власть, семья — все это у нас устроено, скорее, как в Иране, Китае, или Индии.

Да, и мне грустно оттого, что я вижу, как в России восточные по духу люди хотят забывать свои внутренние корни, изменить свой внутренний мир и стать западными. У вас сейчас очень много такого стало: и внешний, и внутренний стандарт принимается западный. Но это невозможно, от этого тяжело и конфликт внутри происходит.

Многие русские, которые у меня годами занимаются, понимают суть йоги. Конечно, в начале 99 процентов на занятия приходят, чтобы поддерживать физическое здоровье, чтобы быть красивыми. А потом лет через 5-6 говорят: дыхательные практики, медитацию тоже хочу попробовать освоить, чтобы от стресса избавиться. И так потихонечку понимают, для чего йога. И это нормально, это хорошо.

Мой учитель говорит: йога — как бусы, как четки: одна бусина — асаны, другая — медитация, третья — духовное развитие. И если человек потянется за одной бусиной, он не сможет взять только ее, возьмет все бусы. У кого-то это занимает больше времени, у кого-то быстрее проходит, главное — начать процесс.

160f6be5101f86c4d36dca2eadf6018481a36386
Фото: страница Рави Кумар Довлуру в Facebook

Думаю, что все же ваши конкуренты в России — единоборства и фитнесс, а не храмы.

Грустно, что я знаю такие случаи, — и лично знаком, и посты в Facebook читаю, когда человек 30 лет в Москве йогу преподает, а жизнь ведет невежественную. Гнев, эмоции такие, что даже на занятии перед учениками не может их контролировать. Курит, пьет, бургеры всякие кушает. Вот этого я не понимаю. Что ему 30 лет йоги дали?

Такое не может сочетаться?

Не может. Если человек называет себя учителем йоги, значит, хочешь не хочешь, ему нужно бросить курить и выпивать, научиться контролировать эмоции. А то что это за учитель? Это ученик.

Другое состояние

Вы ведь женаты на русской? Где познакомились?

На занятиях — она ходила ко мне на йогу. У нас ребенок, ему уже 13 лет, он большой, в московской школе учится. Слава Богу, у нас все хорошо. Но года через 2-3 я планирую отсюда уехать.

Обратно, в Индию?

Скорее всего, да. Просто у меня родители там живут, они уже пожилые, и я хочу быть с ними.

Планируете возвращаться в Москву?

Да, я ведь уже дольше живу в России, чем в Индии, это моя вторая родная страна. Буду мастер-классы давать. Три года назад я открыл тут свой центр, стану туда регулярно приезжать. Очень мне люди нравятся: ученики уважают меня, все такие позитивные. Новые группы веду, и старых учеников человек 20 приходят, хотя бы раз в месяц их вижу. Уже давно каждый год езжу в регионы, от Владивостока до Санкт-Петербурга, и там везде по 10-20 человек есть.

Можете сравнить Москву с другими русскими городами? Люди отличаются?

Люди одинаковые, просто состояние другое — здесь они все-таки очень напряженные. В регионах поспокойнее, и к природе ближе. А в Москве темп жизни очень быстрый, соответственно, и головы такие же: моментальная реакция, быстрые решения, меньше думают. Я уже 8 лет за рулем, так что знаю, что и на дороге темп жизни у вас просто сумасшедший.

Индийская община

Можете рассказать про жизнь индийской общины в Москве?

Большинство индусов в Москве — студенты, тех, кто не учится, очень мало по сравнению с Европой и Америкой. По праздникам мы встречаемся в храме: на улице Куусинена есть храм Кришны. Каждое воскресенье индийская община там встречается. У нас так принято: любишь Бога, не любишь, надо в храм ходить. Собирается человек по 200-300, семьями, с детьми. Там готовят еду, освящают ее и этим прасадом всех угощают. Недавно отмечали очень большой праздник — пришествие Кришны.

Очень активно во всем этом участвует Сэмми Котвани, индийский портной, у которого в Москве свое ателье в Гостином дворе. Праздники мы всегда отмечали, но благодаря ему они стали еще больше.

И чем индусы в России занимаются?

В основном торговлей: много одежды продают на ВДНХ, в гостинице на Севастопольской. Кто-то чаем занимается, у кого-то турфирмы есть.

Вы говорите, мало индусов в Москве. Это из-за климата, из-за экономики?

Европа и Америка для нас открыты давно, 100 лет уже туда ездят. А здесь только в 1990-х годах это началось.

Почему? В советские годы тоже было много индийских студентов.

Студенты были, бизнеса не было.

По рубрике
«Просто от души захотелось накормить людей»
Город
16 января
«Я устал от мордобоя»
Город
14 января
«Даже маленькому ребенку понятно, что это идиотизм»
Город
12 января
«У меня в руках большая, грязная бандура»
Город
11 января
Самое читаемое
«У меня в руках большая, грязная бандура»
11 января
«Просто от души захотелось накормить людей»
16 января
«Даже маленькому ребенку понятно, что это идиотизм»
12 января
«Я устал от мордобоя»
14 января