Опубликовано 17 июля 2017, 12:01

Уличная волна

Стрит-арт художники и граффити-райтеры о московском уличном искусстве
«30 граней тебя» — 30 стрит-арт и граффити работ, которые украсили Крымскую набережную «Музеона» до 7 августа. Так известные не только Москве, но и разным городам мира, художники уличной волны начали фестиваль урбан-арта. Через работы они предложили аудитории присмотреться к талантам, заглянуть в себя, увидеть новые грани собственного характера. Большинство картин представлено столичными мастерами, но здесь же встречаются краски авторов из Севастополя, Санкт-Петербурга и даже Гонконга. МОСЛЕНТА поговорила с художниками фестиваля о современном городском искусстве в Москве.
Уличная волна
Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

«30 граней тебя» — 30 стрит-арт и граффити работ, которые украсили Крымскую набережную «Музеона» до 7 августа. Так известные не только Москве, но и разным городам мира, художники уличной волны начали фестиваль урбан-арта. Через работы они предложили аудитории присмотреться к талантам, заглянуть в себя, увидеть новые грани собственного характера. Большинство картин представлено столичными мастерами, но здесь же встречаются краски авторов из Севастополя, Санкт-Петербурга и даже Гонконга. МОСЛЕНТА поговорила с художниками фестиваля о современном городском искусстве в Москве.

Стенка на стенку

Столичное положение и масштабы Москвы как мегаполиса, конечно, обозначили привлекательность города для художников уличной волны практически со всей России. Однако, по массовости урбанистического арт-движения, столица в разное время уступала, например, Санкт-Петербургу, где еще в 2012 году открылся музей уличного искусства. Тогда Москва не могла похвастаться и парой небольших стрит-арт галерей, их и сейчас в городе можно пересчитать по пальцам.

«В Москве куча классных художников. Они взаимодействуют с городской средой, выстраивают диалог с неподготовленной аудиторией. Со стрит-артом здесь все хорошо. Просто в Москве все очень здорово и с баффом — закрашиванием. Это когда городские службы демонтируют произведения уличного искусства, — объясняет Андрей Berger, недавно открывший арт-резиденцию «Коробка» на территории бывшего завода «Кристалл». В этом пространстве художники уличной волны теперь могут не только бесплатно готовиться к реализации своих проектов, но и проводить воркшопы и мастер-классы.

«У нас быстро все баффят — закрашивают, — отмечает художник Василий Grino. — Как будто все должно быть стерильно. В моем понимании стрит-арт, это не только рисунок, но и когда ты идешь по городу и видишь наклейки, знаки художников. В Москве чаще всего можно увидеть такой стрит-арт, если ты в теме и общаешься с художниками».

Уличная волна

© Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

За фасадами столичных зданий действительно пристально следят. Об этом говорит и Миша Most — один из первых уличных художников России, который недавно завершил крупный проект — самое большое граффити в мире.

«В Москве быстро перекрашивают нелегальные рисунки. Мы рисуем граффити, приходим с утра на место — оно уже закрашено. Хотя бывает — нарисовали что-то очень приятное и вовсе не трогают. В Нижнем Новгороде, например, просто ничего не закрашивают. Но это совсем не значит, что там движухи больше, чем в Москве. Даже по количеству разрисованных фасадов в мире не так много городов, которые могли бы сравниться с Москвой», — рассказывает художник.

Соседи по урбан-арту

Посмотрев на стрит-арт большинства ближних российских городов, за столицу, скорее, можно порадоваться.

«В регионах ситуация непростая. Там все застыло на уровне субкультуры. Потому что еще не сформировалось комьюнити, которое бы развивалось, нет каких-то школ. Конечно, регионы смотрят на Москву, они в догоняющем положении, но и там есть крутые художники, просто они одиночные. Недавно я был в Нижнем Новгороде, вот где интересная сцена. Они немного обособленно развиваются, по-своему», — комментирует Андрей Berger.

Севастопольский художник Павел Rtue рассказывает, что в его городе стрит-арта практически нет. Рисует всего пара человек, тем более не в городском пространстве, а ближе к загородным территориям.

«Мне кажется, что в Москве просто концентрация всех событий, которые связаны с уличным искусством. У нас все в основном рисуют для себя. Нет ни мероприятий, ни проектов», — объясняет автор.

Переехавшая в Москву из Алма-Аты несколько лет назад граффити-художница Дарион Шаббат описывает похожую картину: «В Алма-Ате нет никаких возможностей для стрит-арт творчества, а здесь если хочешь — можешь сделать. Раз в году там проходит похожий фестиваль. Можно даже сказать, что в Алма-Ате почти нет стрит-арта, хотя однажды на таком фестивале я сделала пятиэтажное здание. Там очень слабая сцена, а в Москве это все развито, люди друг друг заряжают. Конечно, самому художнику, то есть нелегально, сложно сделать большую работу, но в столице много возможностей, чтобы развиваться по-разному».

Об отличиях сегодняшнего положения стрит-арта в двух столицах художники почти не говорят. В общих чертах описывает это Паша Wais: «В Питере так же со стрит-артом, как и в Москве. Просто в Питере больше людей, которые занимаются нелегальными граффити с какими-то посылами. Ну их тоже по пальцам можно пересчитать. Еще там постоянно обновляется сцена. Я каждый год приезжаю туда из Гонконга, и все время появляются новые авторы, а те, кто проявляли себя год назад, как будто исчезают».

Василий Grino, сравнивая развитие столичного урбан-арта с разными городами мира, делится полярным мнением: «Я продолжаю считать, что наш стрит-арт — это ребенок, сидящий в песочнице, за которым приглядывает отец. Кроме того, в Москве сейчас нет супер-активных художников, хотя много талантливых ребят, которым есть что сказать».

Европейские стандарты

Заглядываясь на развитие стрит-арта в Европе, художники, работающие преимущественно в Москве, в шутку начинают сомневаться в существовании городского уличного искусства, но доля правды в этом есть.

«По сравнению с Европой у нас нет паблик-арта. Просто почва здесь еще не подготовлена, на такой проще всего прорасти сорнякам, а ведь если выращивать какие-то растения, нужно заморачиваться. Во многих европейских столицах вы увидите достаточное количество работ. В том же Вильнюсе весь центр в граффити. У нас все немного под колпаком. Понятно, что есть фестивали и движ, но это в сравнении с российской глубинкой, — объясняет Василий Grino. — Обратите внимание на Лондон. Там есть район Шордич, который весь изрисован.

Ты гуляешь как по галерее с работами Шепарда Фейри и других топовых художников. При этом рисунки там обновляются, и люди нормально реагируют на то, что ты тоже там рисуешь. Я сделал три небольшие работы и пока красил, понял это. Просто у них другой менталитет, они более толерантны к новым проявлениям искусства. До Лондона я ездил на фестиваль в Бристоль. И если наш фестиваль классный, но похож на маленький оазис, то есть масштаб акции небольшой, то там стрит-арт фестиваль территориально захватил практически весь город. На него приходили и пожилые люди, и семьи с детьми».

Совсем другое дело, например, Гонконг, в котором уже четыре года живет питерский художник Паша Wais.

«В Гонконге стрит-арта нет вообще. Туда граффити только недавно пришло. Оно там только начинает развиваться», — отмечает художник.

А вот столичная граффити-культура, по мнению одного из пионеров этого движения в России — Миши Most — давно пустила здесь корни и развивается лучше, чем в некоторых городах-миллионерах мира.

«В Москве даже больше магазинов с краской, например, чем в Барселоне, где эту же краску производят. Вроде мелочь, но показательно, — рассказывает художник. — А по поводу нелегального рисования у нас — пусть художники выходят и рисуют, это только от них зависит. Конечно, Берлин, Барселона, да и Париж разрисованы и затегганы.

Но я бы не сказал, что это очень круто. В Нью-Йорке, к слову, за любой тег примут и посадят. Мне, например, нравится, как Москва выглядит. Но сейчас хотелось бы видеть на улицах столицы больше современных скульптур. Это тоже относится к паблик-арту. Желательно, чтобы их ставили не на месяц или на лето, а просто оставляли в городе».