Опубликовано 26 февраля 2018, 18:12

«Участок очень важный»

В московском метро открыли Большую кольцевую линию
Один из самых «долгоиграющих» проектов Московского метро наконец вышел на финальную прямую: 26 февраля в столице открылись пять станций Большой кольцевой линии (БКЛ). МОСЛЕНТА вспоминает историю и оценивает перспективы ее строительства.
«Участок очень важный»
комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

25 лет в режиме ожидания

Изначальный проект Большого кольца московского метро был разработан в 1990-х годах. Первая его часть уже много лет успешно работает, хоть и почти незаметна: это Каховская линия на юге города.

Из-за перебоев с финансированием проект больше 25 лет был законсервирован, но не забыт. Еще в середине двухтысячных бывший тогда начальником Московского метрополитена Дмитрий Гаев говорил в своих интервью, что пять десятков пересадочных станций в центре и на кольцевой линии требуют разгрузки, для чего на расстоянии одного-двух перегонов от нее будет строиться новое кольцо.

Тогда же неоднократно поднимались вопросы о перспективах, которые принесет с собой запуск Большой кольцевой линии. В первую очереь это возможность ввода нового зонального принципа оплаты поездок и непривычной для московского метро маршрутизации, при которой поезда смогут начинать и заканчивать маршрут на разных ветках, как в нью-йоркской и лондонской подземках.

«Участок очень важный»

© Изображение: комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Однако в двухтысячных проект вечно переносили из-за проблем с финансированием. В конце нулевых денег на Большую кольцевую линию в городском бюджете просто не было, а на поступавшие средства метрострой доделывал другие проекты.

Так, под нескончаемые разговоры о необходимости разгрузки старой кольцевой, в московском метро открыли несколько десятков станций, доделали долгострои начала 90-х (салатовую линию выше Трубной), протянули ветку в Новую Москву и даже запустили МЦК.

«Участок очень важный»

© Виталий Белоусов / РИА Новости

Линия для книги рекордов

Строить Большую кольцевую линию начали в ноябре 2011 года, после того как такое решение принял мэр Москвы Сергей Собянин.

Большая кольцевая линия метро — самый масштабный проект в истории метростроения не только в России, но и в мире. Действующий чемпион — Вторая кольцевая линия Пекинского метро протяженностью в 57 километров. Длина БКЛ (включая существующий участок «Каховская — Каширская»), в соответствии с проектной документацией, составит 69 километров. На новом кольце московского метро будет расположена 31 станция, с них можно будет сделать 19 пересадок на другие линии подземки, 4 пересадки на Московское центральное кольцо, 11 пересадок на линии железной дорог, а также 5 пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры («Одинцово — Лобня» и «Подольск — Нахабино»).

«Участок очень важный»

© комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Пять станций

На открытом 26 февраля участке БКЛ длиной в 10,5 километра расположены пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Начало работы этого участка новой линии улучшит транспортную ситуацию в деловом центре «Москва-Сити» и четырех районах столицы: Хорошевском, Тимирязевском, Савеловском и Аэропорт.

«Участок очень важный, — сказал на церемонии открытия мэр Москвы Сергей Собянин. — На каждой станции в течение суток будут проходить от 200 до 300 тысяч пассажиров. Это часть большого проекта Большой кольцевой линии метро, которая серьезно повлияет на изменение транспортной инфраструктуры города Москвы, разгрузит радиальные ветки метро, пригородных железнодорожных перевозок, действующей Кольцевой линии метро, создаст новые возможности для транспортного обслуживания москвичей. Все станции уникальны. Мы сохраняем традицию московского метро, чтобы станции не только были полезны с технической точки зрения, но и эстетически радовали глаз и привлекали людей».

Технические решения

При строительстве станций БКЛ был применен ряд инновационных технических решений. Например, чтобы защитить от вибрации метрополитена небоскребы «Москвы-Сити», поезда подземки пустили по плите, подвешенной на специальных вибропружинах. Применение технологии, при которой пути амортизируют, когда на платформу подъезжает состав, практически полностью нейтрализует вибрационное воздействие на высотные здания, которые находятся на поверхности.

Третий пересадочный контур

Название «Большая кольцевая линия метро» выбрали москвичи, проголосовав за него в системе «Активный гражданин». А в технической документации метростроевцев за этой линией давно уже закрепилось название «Третий пересадочный контур» (ТПК), при том что вторым контуром является старая кольцевая линия, а первым — все станции пересадок внутри нее.

«Участок очень важный»

© комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Планируется, что каждая поездка по Большому кольцу позволит пассажирам сэкономить до 30 минут. Кольцо разгрузит пригородные направления железной дороги (для этого на новом кольце будет создано более 20 транспортно-пересадочных узлов), а главное — радиальные и кольцевую линии метро.

Кольцо замкнется через два года

Полностью Большая кольцевая линия замкнется в 2020 году. В этом году планируется ввод ее участка от станции «Петровский парк» до «Нижней Масловки». В 2019-м поезда уже будут ходить от «Авиамоторной» до «Рубцовской» и от «Хорошевской» до «Мневников», и в 2020-м запустят последние фрагменты нового кольца: от «Рубцовской» до «Нижней Масловки» и от «Мневников» до «Нижегородской».

«Участок очень важный»

© комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

До полного запуска кольца все поезда будут ходить до станции «Петровский парк»: одни — от «Раменок», другие — от «Делового центра».