«Такого не бывает в путеводителях»
 / Предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Царицыно»

Музей-заповедник «Царицыно» разыскал москвичей, которые до 1970-х жили в коммуналках и дачных домиках, располагавшихся на его территории, и запустил на своем сайте целый сериал публикаций, составленных из их воспоминаний и семейных фотографий. МОСЛЕНТА выяснила у одного из авторов проекта «Старожилы. Частная история Царицына» Вячеслава Рогожникова, зачем уговаривать 90-летних бабушек рассказывать о своем детстве на камеру и как создать медиа формат, понятный не только молодой аудитории, но и пенсионерам.

Посмотрели, как подобные проекты делают сейчас по всему миру и отовсюду взяли понемножку

Вячеслава Рогожников
один из авторов проекта

История проекта

Идея сделать проект со старожилами Царицына принадлежит историку Дмитрию Опарину, который раньше вел рубрику о старых московских домах в еженедельнике «Большой город», а сейчас работает в музее Булгакова. Весной он и моя нынешняя коллега Анна Залысина написали об этом в Facebook пост, на который я откликнулся. В какой-то момент мы все решили, что друг другу подходим, и с лета начали обсуждать возможные форматы. Думали, например, про историческую газету, но в итоге пришли к той форме, которую можно видеть на сайте музея сейчас: сериале из основанных на видеоинтервью статей-лонгридов, каждая из которых посвящена одному герою.

Меня в этой истории привлекало то, что она построена на частных биографиях обычных людей, каждый выпуск состоит из устных рассказов и материалов семейных архивов. То есть из того, чего не бывает в путеводителях, что не попадает в учебники, а в России вообще мало исследовано на научном уровне. По образованию я - историк, и мне все это было очень интересно, поскольку устная, частная история, oral histiry во всем мире уже много лет - дико модный тренд. А в России историческая наука занимается этим не так давно, а отечественные музеи до последнего времени вообще подобных проектов не делали.

Многие привыкли считать, что рассказы бабулек – это какая-то ерунда: нафталин или сантименты. Но это не так
97f2e50ba64fbc8822501d3f06f5a958aa82f2ad

Насколько я знаю, Царицыно - первый в стране музей, который решил собирать и публиковать истории людей, имеющих отношение к его прошлому просто в силу своей биографии, и создал таким образом ситуацию, когда аудитория сама формирует экспозицию. Ведь на официальном сайте музея мы запустили онлайн-сериал, к которому непосредственно приложили руку посетители Царицыно.

В мире примеров такой работы с аудиторией довольно много. Это дико важная прорывная технология, причем во всем мире она уже давно популярна: так работают и и крупные, и множество маленьких локальных музеев, заточенных под историю района или даже конкретного дома.

Ближайший российский пример - музей Булгакова, который вначале организовал выставку про историю дома 10 на Большой Садовой, в котором находится та самая «нехорошая» квартира из «Мастера и Маргариты». А сейчас этот проект вырос у них в интернет-портал, на котором выложены фотографии и информация о квартирах дома, собранная от его разных жильцов. Проект свел множество людей, которые не были раньше знакомы, а теперь узнали, например, что ходили в детский сад к одной и той же воспитательнице.

Как рассказывать большие истории

Поскольку и я, и Дима Опарин, и Аня Залысина занимались журналистикой, мы взяли один из самых актуальных на сегодня журналистских форматов, который позволяет рассказывать большие подробные истории легко и доходчиво. Посмотрели, как подобные проекты делают сейчас по всему миру и отовсюду взяли понемножку.

Edabc0eeb8f91764f191d060abaa560975a43c1a

При этом мы думали, в какой форме реализовать проект, чтобы он был понятен и удобен как молодой аудитории, так и людям, которым больше 50-60 лет. Делая эти лонгриды, мы старались не переборщить с ломаной версткой, когда на видео наезжает текст, фотография или скан документа. И, по-моему, в результате все удачно сошлось и нам удалось найти форму, в которой можно рассказывать большие сложные сюжеты так, что они воспринимаются как развлекательный контент. При том, что это материалы с серьезной образовательной и просветительской составляющей, которые прошли экспертизу научного отдела музея-заповедника «Царицыно».

На ваших глазах среди деревьев проступают дачные улицы, полные человеческих историй

Поиски и уговоры

Когда мы стали искать героев, кого-то из них нам посоветовали научные сотрудники музея. Часть контактов мы получили от «Общества любителей Царицыно», которое состоит из местных старожилов, ставших уже настоящими краеведами. Обстрел мы вели по всем фронтам: писали в Facebook на странице музея, постили сообщения в своих собственных хрониках. И люди приходили самые неожиданные: из тех, кто увидел перепост и написал о своих родственниках или соседях, которые раньше жили в Царицыно.

Вот так, через десятые руки найдя человека, который еще неизвестно, готов ли с нами общаться, мы звонили, ездили на встречи. Все наши герои вначале очень подозрительно относились к самой идее проекта. Все они большую часть жизни прожили в советскую эпоху и, из скромности или по другим причинам, говорили, что семейные истории и подробности их частной жизни не имеют никакого значения. Так что отдельной задачей было их разговорить, убедить рассказать что-то на камеру.

Когда эта стадия недоверия оказывалась пройдена, общение становилось доверительным и личным. Что очень важно, эти люди, которым уже по 80-90 лет, почувствовали, что их готовы слушать, ощутили свою принадлежность к некому локальному сообществу.

Многие сюжеты, которые вошли в наш первый лонгрид, его героиня Власова вспомнила по ходу съемки. И для нас, для команды музея, она так же значима и важна, как Екатерина II, чья судьба тоже неразрывно связана с историей этого места. Когда ты это до человека доносишь, то он уже готов делиться своими воспоминаниями, делать дубли перед камерой, предоставлять документы и снимки из семейного архива.

B8bd5425149122728f36e2d294f5d63222576807

Бесконечная история

Потенциально это бесконечная история. Сейчас, в силу понятных причин, мы идем по самым возрастным героям: например Розе Аркадьевной Родионовой, лонгрид с которой мы опубликуем следующим, уже 95 лет. Надо успеть поймать эти воспоминания, потому что многие важные люди, про которых мы вспоминали в разговоре с ней и другими старожилами, уже умерли два, три, четыре года назад. И если бы мы чуть раньше подсуетились, то смогли бы и с ними поговорить, а теперь этого уже не сделать.

Дальше мы планируем двигаться к людям 1940-х, 1950-х годов рождения: все истории заслуживают внимания, ведь через частные биографии мы получаем очень яркий срез времени.

Мы уже обсуждали в перспективе оффлайновые проекты на основе этих материалов, например, их использование при проведении экскурсий. Подумываем о том, чтобы приглашать старожилов читать лекции, выступать на открытых вечерах. Возможно, на основе собранных материалов будет сформирована экспозиция в классическом музейном формате по истории Царицыно в XX веке.

Пласты эпох

Сейчас, когда вы гуляете по Царицыно, перед вами - аккуратный парк с отреставрированными дворцами и павильонами. А наши лонгриды задают этому месту дополнительный объем: на ваших глазах среди деревьев проступают дачные улицы, полные человеческих историй. Так приходит ощущение, что, попадая на территорию музея-заповедника, вы гуляете по культурным пластам разных эпох. Как когда ты идешь по мостовой Рима, то понимаешь, что ровно по этим камням ходил Юлий Цезарь.

История Царицыно сама по себе очень интересна и заслуживает внимания, проблема в «упаковке». Лично мне очень хотелось попробовать связать воспоминания этих прекрасных старичков с теми, кто читает материалы на современных медиа-платформах, но в силу разных обстоятельств привык считать, что рассказы бабулек – это какая-то ерунда: нафталин или сантименты. И сверхзадачей проекта было собрать и оформить эти материалы так, чтобы обычный человек, особо не интересующийся историей Царицыно, не мог оторваться от историй этих замечательных бабушек. Если это получилось, значит, мы все правильно сделали.

По рубрике
«Движуха во все времена»
Город
2 декабря
«Какие они смешные, когда приходят в первый раз»
Город
17 ноября
«Москва - это сладковатый запах пыли и бензина»
Город
14 ноября
«Портрет довольного мужчины с десятым айфоном»
Город
3 ноября
Самое читаемое
«Всего за два часа страна начала гореть»
8 декабря
Что вы пропустили на non/fiction
4 декабря
«Площадь всегда оставалась местом секса и желания»
4 декабря