По городу на «Иволге»
 / Фото: «Трансмашхолдинг»

Совсем скоро современные городские электропоезда «Иволга» станут неотъемлемой частью столичной транспортной системы: именно они пойдут по первым маршрутам Московских центральных диаметров в конце 2019-го — начале 2020 года. МОСЛЕНТА выяснила у транспортных экспертов, что известно об «Иволгах» и почему их появление говорит о новом этапе в развитии системы общественного транспорта Москвы.

Сквозь город по железной дороге

Как сообщает сайт мэра Москвы, первые два диаметра Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск запустят уже в конце 2019-го — начале 2020 года. Курсировать по ним будут новые современные электропоезда городского типа — «Иволга», созданные российскими специалистами с использованием более 90 процентов отечественных компонентов в конструкции поезда. В «Иволге» предусмотрены широкие входные двери, продуманное внутреннее пространство, реализованное как единый состав (в поезде нет тамбуров), удобно расположенные сиденья, множество поручней, USB-зарядки для электронных устройств, крепления для велосипедов, бесплатный Wi-Fi, багажные полки и другие сервисы для пассажиров. Поезд также адаптирован для комфортного проезда маломобильных пассажиров: входы в головные вагоны оборудованы специальными подъемниками, в просторных вагонах предусмотрены места для закрепления инвалидной коляски, и даже туалетные комплексы спроектированы с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями.

В «Трансмашхолдинге», в структуру которого входит производитель новинки — Тверской вагоностроительный завод, отмечают, что «Иволга» — это не только принципиально новый класс электропоездов, ранее не производившийся в нашей стране, но и один из самых удобных и современных городских поездов в мире.

D73e384bc32204118f6a14a7123ed94e4f032b8e

Транспортные эксперты и урбанисты, в свою очередь, отмечают, что появление такого электропоезда закономерно для динамично изменяющейся городской агломерации.

«В наши дни активно развивается рельсовый транспорт как более экологичный и дружелюбный по отношению к окружающей среде, — рассказывает Мария Роженко, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. — Преимуществом электропоезда для города является его высокая провозная способность. При такте движения раз в пять минут и даже базовой составности в пять вагонов «Иволги» могут перевозить в одном направлении до 15 тысяч человек в час. Для сравнения: за тот же час по одной полосе проезжают только 800 автомобилей. Понятно, что в Москве надо развивать общественный транспорт, причем массовый».

Сегодня во многих странах концепция транспортного планирования меняется: считается, что большее значение имеет не способ передвижения, а возможность максимально быстро попасть из точки А в точку Б. И задача города — организовать транспортную систему таким образом, чтобы человеку было удобно и комфортно добираться. Первую скрипку здесь играет именно железнодорожный транспорт, в том числе и потому, что перевозчики и производители подвижного состава своевременно отвечают на постоянно возрастающие требования пассажиров к комфорту, скорости и безопасности передвижения, отмечают эксперты.

«Естественно, человека в наши дни никто не может принудить к тому, чтобы он выбрал не личный, а общественный транспорт, — продолжает Мария Роженко. — Поэтому задача современного подвижного состава — предлагать сопоставимый уровень комфорта. «Иволга» — ответ российских производителей на изменение спроса, городской электропоезд мирового уровня. По сравнению с привычными нам зелеными электричками, этот поезд — большой шаг вперед».

Пока для первых двух маршрутов МЦД Тверской вагоностроительный завод, выигравший оба конкурса оператора проекта — АО «Центральная ППК» — на поставку подвижного состава, направит в столицу 39 поездов «Иволга»: 24 поезда 6-вагонной составности и 15 поездов 7-вагонной составности для нужд МЦД.

Тактовое движение

Московские центральные диаметры — по сути, новое наземное метро, которое пройдет через Москву насквозь и создаст множество новых удобных маршрутов для москвичей. Станции МЦД, как и метро, будут открываться в 05:30 утра и закрываться в 01:00 ночи. В часы пик «Иволги» будут ходить в тактовом режиме каждые 5-6 минут, а оплачивать проезд можно будет картой «Тройка». Ожидается, что реализация проекта МЦД разгрузит транспортную инфраструктуру столицы на 10-12 процентов, а современный подвижной состав выведет городские перевозки и мобильность на новый уровень комфорта. Это вдохновит многих москвичей пересесть с автомобиля на транспорт, а значит, разгрузит дороги и уменьшит пробки, уверены эксперты.

Очевидное преимущество здесь — тактовое движение. «Это значит, что придя, например, на станцию Новодачная или Рабочий поселок, вы уже не будете задумываться о том, что это пригородные платформы, что дневной перерыв между движениями поездов составляет 3 часа, что две электрички идут подряд, а следующие — через 40 минут, и если вы на эти две опоздали, то значит никуда уже не успеваете», — объясняет Андрей Суриков, эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт».

Новое расписание не нужно будет держать в голове, добавляет эксперт: «Городские электропоезда будут ходить по МЦД как метро. Вы поднялись на платформу, вскоре подошла «Иволга», вы в нее сели и куда нужно доехали. Перед вами понятная схема линий, не нужно проверять, до какой она платформы, дальше это или ближе, чем вам надо идти».

А для такого движения нужен и специальный подвижной состав.

Специально для города

До сих пор все электрички, в том числе созданные на платформах зарубежных аналогов, у нас были ориентированы на дальний пригород — они создавались в первую очередь для межобластного сообщения. «А когда техническое задание при строительстве электропоезда ставилось такое, что вы должны на нем с комфортом доехать до Твери или Рязани, то никто не задумывался о том, что вы можете зайти и выйти буквально через одну остановку, — замечает Андрей Суриков. — Отсюда и особенности конструкции таких электропоездов: тамбуры, небольшое внутреннее пространство, неширокие проходы между сиденьями».

А вот для того, чтобы комфортно проехать одну остановку, нужны более удобные и широкие двери, больше пространства внутри самого вагона — все это предусмотрено в «Иволгах», которые как раз и рассчитаны на пассажирские перевозки внутри городской агломерации.

Кроме того, «Иволга» — это первый в новейшей истории нашей страны электропоезд, созданный специально для внутригородских перевозок и с учетом российских условий эксплуатации. До этого, в 1964-1976 годах, выпускалась трехтамбурная электричка ЭР22 для городских и пригородных перевозок, однако она не пошла в широкий тираж. Хотя москвичи ее еще помнят — до середины 1990-х она работала на Курском направлении.

В любом случае, транспортные эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем Московскую агломерацию — в тренде транспортных стратегий крупнейших городов мира — ждет дальнейшее активное развитие железнодорожных маршрутов, а это значит, что городу нужен современный подвижной состав.

По рубрике
«Я же не денег себе прошу»
Город
12 декабря
«Простояла целый час на платформе, думала затопчут»
Город
11 декабря
«Наши миры даже визуально похожи»
Город
8 декабря
Вас здесь не стояло
Город
3 декабря
Самое читаемое
«Простояла целый час на платформе, думала затопчут»
11 декабря
«Беспощадный перфекционизм изуродовал вещь»
Cегодня
«Я же не денег себе прошу»
12 декабря
Как Москву пытались напоить
10 декабря