Опубликовано 19 июля 2017, 12:01

«Есть деньги, строители и, главное — воля»

Марат Хуснуллин — о реновации всех отраслей городской жизни
В открывающий день Московского урбанистического форума выступление Марата Хуснуллина на пленарной сессии «Глобальные проекты реноваций как двигатели развития городов» прозвучало, как международный отчет столичного правительства о работе, проделанной за последние шесть лет. МОСЛЕНТА публикует эту речь заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства не столько ради озвученных им статистических данных, сколько в качестве документа, отражающего видение правительством Москвы основных целей и перспектив развития столичной агломерации в ближайшие годы.
«Есть деньги, строители и, главное — воля»
Эмин Джафаров / Коммерсантъ

В открывающий день Московского урбанистического форума выступление Марата Хуснуллина на пленарной сессии «Глобальные проекты реноваций как двигатели развития городов» прозвучало, как международный отчет столичного правительства о работе, проделанной за последние шесть лет. МОСЛЕНТА публикует эту речь заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства не столько ради озвученных им статистических данных, сколько в качестве документа, отражающего видение правительством Москвы основных целей и перспектив развития столичной агломерации в ближайшие годы.

Борьба за человеческий капитал

Что такое реновация? В последнее время в Москве этот термин связывают с реновацией жилья. А я бы хотел все-таки это понятие развернуть более широко.

Марат Хуснуллин

заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Сегодня в мире происходят такие тенденции, что все мегаполисы, все агломерации борются в первую очередь за человеческий капитал внутри своей страны, и мы совершенно четко видим, что Москва сегодня притягивает лучших людей, огромное количество позитивных людей как со всей страны, так и со всего мира приезжает к нам и работать, и отдыхать, и чему-то учиться. И мы чему-то учимся у тех людей, которые приезжают к нам.

Также мы видим, что человеческий капитал во всех мегаполисах мира, во всех агломерациях становится главным условием конкуренции. И вот для того, чтобы быть конкурентоспособными, чтобы сделать наш город удобным для жизни, для работы, для того, чтобы в него удобно было приезжать в гости, мэр поставил нам задачу создать такие программы реновации, которые действительно дают сегодня полное обновление городской среды. (…)

Реновация всех отраслей

За последние шесть лет мы построили 50 миллионов квадратных метров недвижимости, из них 20 миллионов — жилья. Много это или мало? 12 процентов всей Москвы. Мы реновировали на 30 процентов существующий метрополитен, улично-дорожную сеть — более, чем на 12 процентов, и на 26 процентов всю сеть искусственных сооружений: мостов, дорог, тоннелей. За этот период построено 370 объектов социальной инфраструктуры.

Так что сегодня мы можем сказать, что процесс реновации охватил все отрасли городской жизни. Все это сделано для того, чтобы человек был свободен в широком смысле этого слова: в передвижениях, в выборе того, чем ему заниматься, в отдыхе.

«Есть деньги, строители и, главное — воля»

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Реновация социальной инфраструктуры способствеут повышению качества образования, медицинского обслуживания, способов проведения культурного досуга. Модернизация депрессивных промышленных зон, берегов рек дает каждому жителю доступ к многим гектарам ранее закрытой территории. Новые общественные пространства дают свободу самовыражения, творчества, выбора любых видов отдыха. Спортивные объекты позволяют раскрыть потенциал своего физического развития, выбрать здоровый образ жизни, что особо ценно в плотной застройке современного мегаполиса. И, конечно же, современное жилье дает комфортную городскую среду с высоким уровнем озеленения и благоустройства.

Транспортная система

Самой острой проблемой мегаполиса является отсутствие свободы передвижения. Автомобильные пробки запирают горожан на часы, человек, не имея выбора, должен тратить, в пересчете на год, недели и месяцы своей жизни на передвижение. Поэтому главной нашей проблемой и главной задачей, которую перед нами мэр ставит — это кардинально переосмыслить концепцию транспортной системы Москвы. Создать единую интегрированную сеть, сформированную на базе высоких современных технологий, с повышенной пропускной способностью и высоким уровнем комфорта.

Объемы реновации транспортной системы Москвы за 2015-2016 год являются беспрецедентными для большинства мегаполисов мира. Сегодня мы в хорошем смысле слова конкурируем с нашими китайскими, корейскими коллегами и учимся у них, как надо модернизировать транспортную систему. И могу сказать, что кое-чего нам удалось в этом направлении достигнуть: на 30 процентов мы увеличили протяженность метро, мы запустили МЦК протяженностью 54 километра.

И сегодня строим еще Третий пересадочный контур, протяженность которого составит 68 километров с 31 станцией, которые в 2020 году мы уже намерены сдать. А если говорить о наших планах еще и за 2021 год, то с учетом продления линий во Внуково, Рублево-Архангельское, Челобитьево, мы хотим протяженность рельсового транспорта увеличить практически в два раза. За срок в 10 лет мы почти в два раза увеличим сеть метро в городе.

«Есть деньги, строители и, главное — воля»

© Антон Белицкий / Globallookpress.com

Совместно с РЖД мы продолжаем активную работу по развитию железных дорог. И сегодня в рамках агломерации мы спроектировали и построили 160 километров путей, еще 80 километров и 5 станций будут построены на трех основных радиальных направлениях железных дорог. В первую очередь это нужно, чтобы все жители агломерации могли ездить на работу быстро, комфортно и недорого.

Хорды и ТПУ

Мы ведем активную работу по строительству транспортной инфраструктуры. Мы немножко поменяли свою стратегию. Кроме Садового, Третьего, Малого кольца, МКАД мы приняли решение построить три основные хорды: Северо-Западную, Северо-Восточную и Южную рокаду, которые в конечном счете соединятся в не совсем правильной формы кольцо протяженностью 232 километра, на котором будет порядка 50 искусственных сооружений — эстакад и развязок.

И мы считаем, это очень существенно позволит нам разгрузить наши радиальные направления. Более того, хочу сказать, что мы уже построили более 500 километров и более 160 искусственных сооружений. На ближайший год у нас утверждена программа — еще 500 километров дорог. И более 140 искусственных транспортных сооружений мы построим в ближайшие пять лет. На это у нас есть деньги, строители, желание и, главное — воля. И, конечно же, это расширение сети повлияет на транспортную доступность всего города.

Огромная программа, которую мы ведем сегодня — это развитие транспортных пересадочных узлов (ТПУ). Вокруг них планируется построить 4,5 миллиона квадратных метров недвижимости. Делается это для того, чтобы максимально повысить пешую доступность, подтянув недвижимость к транспорту. Это огромные объемы: 155 ТПУ у нас в работе, на сегодняшний день 55 из них мы проектируем и строим сами. На 13 ТПУ с объемом более миллиона квадратных метров пришли инвесторы.

«Есть деньги, строители и, главное — воля»

© Евгений Биятов / РИА Новости

Развитие промзон

Развитие всей транспортной инфраструктуры привело к тому, что мы подошли к совершенно новому осмыслению развития промышленных зон. Всего в городе их 208, площадью 18,8 тысячи гектаров. Из них 4,7 тысячи гектаров подлежат полной реорганизации, 7,8 тысячи — частичной. Мы занимаемся этим вопросом очень активно. И когда мы в этом году утвердили правила землепользования и застройки, то приняли решение: на тех промышленных зонах, где инвесторы хотят создавать рабочие места, мы везде приняли плотность застройки не менее 15 тысяч на гектар, тем самым в два раза увеличив возможность застройки промышленных зон. Потому что это — рабочие места, это наша налоговая база, и мы должны это развивать.

И сегодня инвестору никуда не нужно уже ходить, чтобы согласовывать: если он хочет создавать рабочие места — в электронном виде отправил заявку и получил право застройки территории. Несколько крупных, мирового масштаба промышленных зон мы сейчас реализуем: это и территория ЗИЛа, на которой будет проживать 76 тысяч человек, и будут созданы 55 тысяч рабочих мест. Это уже действующая на сегодняшний день территория Тушино со спортивным кластером и стадионом «Спартак», где проходили основные игры Кубка конфедераций.

О Новой Москве

Конечно же, большим потенциалом полицентричного развития Москвы является развитие Новой Москвы. Эта территория присоединилась к городу пять лет назад, много было споров и разговоров о том, зачем это нужно. Сегодня, по истечении пяти лет, можно четко сказать — 870 миллиардов инвестиций. Если пересчитать курс, начиная с 2012 года, — это почти 20 миллиардов долларов инвестиций. Это уже построенные сотни километров дорог, еще 250 километров дорог проектируются и строятся. Это уже пришедшие (в Новую Москву, — ред.) станции метрополитена, это уже начатая реконструкция Киевского направления железной дороги.

И мы убеждены, что Новая Москва будет нашим новым полицентрическим центром развития. Коллеги из Пекина рассказывают, что правительственные муниципальные учреждения они переносят за 60 километров от центра. Это то, ради чего мы начинали Новую Москву — мы хотели создать новый центр, но пока у нас (эти территории, — ред.) развиваются с точки зрения бизнеса, а наши коллеги в Пекине все, уже приняли решение и переезжают на новую территорию в течение ближайших двух-трех лет. Все в мире идут к принципу полицентризма и Новая Москва — яркое тому подтверждение.

«Есть деньги, строители и, главное — воля»

© Сергей Савостьянов / ТАСС

О социальной и спортивной инфраструктурах

Занимаясь крупными инфраструктурными стройками, мы не забываем сегодня и объекты социальной инфраструктуры. Могу сказать, что построены 203 детских садика и сегодня в Москве (для детей в возрасте, — ред.) от трех до семи лет очередей в садики нет совсем. Построено 67 школ, 58 объектов здравоохранения. Самое главное, на что я хотел бы обратить внимание — 25 процентов всех объектов социальной инфраструктуры построили инвесторы, за что я хочу сказать им слова огромной благодарности. В ближайшие годы мы введем еще более 250 объектов социальной сферы, 30 процентов из которых построят инвесторы.

Мы продолжаем заниматься реновацией спортивных сооружений. Готовясь к чемпионату мира, уже провели матчи Кубка конфедераций, в городе за последние три года построены три международных стадиона, соответствующих всем мировым стандартам. В июне мы завершили строительство «Лужников», они уже готовы, и это наша главная спортивная арена, на которой мы будем принимать финальные матчи Чемпионата Европы 2018 года. К сентябрю месяцу будет полностью завершена реконструкция 150 гектаров парка вокруг «Лужников».

Также у нас строятся: стадион «Динамо» и 11 тренировочных футбольных полей с детско-юношескими спортивными школами. Чемпионат мира пройдет, а вся инфраструктура останется, дети будут заниматься.

Парки и набережные

Мы активно занимаемся реновацией парковых зон и набережных. За 2018-2019 годы будет построено еще 80 таких зон. Сегодня 20 километров набережных находятся в состоянии проектирования и строительства. В этом году рядом с Кремлем мы планируем ввести в эксплуатацию один из самых сложных и интересных парков — «Зарядье». Площадь его территории — 11 гектаров, мы ожидаем, что ежегодно его будут посещать 12 миллионов человек.

«Есть деньги, строители и, главное — воля»

© Владимир Астапкович / РИА Новости

На территории Нагатинской поймы инвестором реализуется парк площадью 92 гектара, полностью за внебюджетные средства. Объем инвестиций составит около миллиарда долларов, которые выполняет компания «Регионы». И в следующем году они уже планируют запустить этот парк развлечений — «Остров мечты», который тоже будет проектом мирового уровня.

Программа реновации жилья

Также хотелось бы сказать несколько слов о новом проекте, который мы начинаем — это программа реновации жилья. Сегодня в городе у нас 240 миллионов квадратных метров жилья, из которых 25 миллионов находятся в достаточно ветхом состоянии. Поэтому по настоятельному обращению граждан мы приняли новую программу, согласно которой в течение ближайших 15 лет мы планируем снести порядка 15 миллионов квадратных метров жилья. И в два раза больше построить жилья и нежилых объектов недвижимости.

Мы планируем переселить миллион человек в новое благоустроенное жилье, и сегодня на форуме мы представляем, как будут выглядеть эти квартиры улучшенного комфорт-класса. На сегодняшний день мы уже имеем порядка четырех тысяч готовых квартир и готовы буквально уже в этом году начинать переселять туда людей. При этом хочу сказать, что мэр поставил задачу не просто построить дома, а сделать жилье для совершенно нового качества жизни.

Сделать совершенно другую проницаемость территории, лучшую транспортную обеспеченность, лучшую социальную инфраструктуру, лучшее благоустройство. То есть перед нами стоит сверхсерьезный вызов, и мы надеемся, что сегодняшний форум поможет нам найти ответы на те вопросы, которые у нас есть.

Хочу сказать, что все наши программы реновации тесно связаны друг с другом, для их реализации необходима колоссальная концентрация всех ресурсов, и в первую очередь не только финансовых, но и энергетических ресурсов людей. Поэтому считаю сегодняшний форум еще одним шагом к продвижению всех программ реновации нашего города.