«Чертаново знают те, кто и в Москве-то ни разу не был»
 / Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Московский дизайнер Марк Родионов возмущен: «Сколько раз вы видели на футболках Бруклин, Манхэттен, Сохо, Гиндзу, Лондон, Токио, Нью-Йорк? А сколько раз Чертаново?» Возможно, именно это возмущение и натолкнуло его на мысль замутить собственный проект по выпуску маек с названиями московских районов. При этом выбор дизайнера пал на те из них, что расположились в нижней части рейтинга привлекательности. Корреспондент МОСЛЕНТЫ не смог пройти мимо.

МОСЛЕНТА: В названии твоего бренда четыре согласные подряд — TXTL. Как это произносится и что означает.

Ой, мне это самому сложно. Кто называет меня «тиэкстиэль», кто-то — «текстиль», кто-то — «тхтл». Меня устраивает все. Но вообще-то имя моего бренда — производное от названия района Текстильщики. Это же был первый район, название которого я нарисовал.

Легко предположить, что ты патриот этого района.

Не-не. Я вообще не в Москве родился, так что не имею никакого географического отношения ни к ней, ни к Текстильщикам, потому что если где тут и жил, то в Кузьминках.

Ага. Занесло тебя сюда из…

1dde358859f54e3b9124c11889b25873fd61676c
Фото: Варвара Филиппова

Марк Родионов

Омска. Я там родился, вырос, учился на дизайнера в Институте искусств, а сюда попал пять с половиной лет назад, когда меня позвали работать в Студию Артемия Лебедева. Все вышло случайно и внезапно: я увидел вакансию, откликнулся на нее и вот — все получилось. Я приехал в Москву.

В те самые Кузьминки.

Снова нет. Я жил в какой-то общаге, тихо кладя деньги коменданту в карман — до тех пор, пока он не подселил ко мне соседа. Потом перебрался в саму Студию. Затем — в комнату в районе Свиблово, следом — в Кузьминки, и наконец — в район Аэропорта.

Про шило в одном месте я понял. Я так и не понял, почему тогда на твоей первой футболке было написано слово «Текстильщики». Чем они тебя перепахали?

Однажды я ехал на работу в метро и увидел парня, на груди у которого была надпись «Бруклин». И в тот же момент голос объявил: «Следующая станция Текстильщики». «Блин, — подумал я. — Ну, почему у него «Бруклин», почему — не «Текстильщики? Почему «Текстильщики» вообще ни у кого не написано? Или «Кузьминки». Так и родилась моя идея. Я сначала хотел начать с футболок с «Кузьминками», но мне показалось, что это будет не про район, а про парк. А вот «Текстильщики»… К тому же, это еще и само по себе красивое слово. Странное. Дурацкое. И больше ничего, кроме названия района, не означающее. Кстати, таких дурацких топонимов вокруг нас навалом, просто мы к ним привыкли — все эти «Бибирево», «Зюзино», «Зябликово».

И ты решил эту милую сердцу дурацкость увековечить. Шрифты сам рисовал?

Не сразу. Я же в Студии Лебедева уже долго занимаюсь разработкой навигации в метро — схемами, надписями и так далее. Поэтому первым моим желанием было перенести на футболку надпись «Текстильщики» из вестибюля. Но как-то это не очень хорошо выглядело, потому что буквы там, конечно, странноватые. И вот тогда я и отрисовал буквы самостоятельно, сделав пробные майки себе и своему двоюродному брату. С них все и началось.

На сегодняшний день ты выпускаешь дизайнерские футболки с надписями «Чертаново», «Бирюлево» и «Текстильщики». С последним мы разобрались. Откуда возникли другие два района и почему, собственно, именно они?

У них есть известность и своя окраска. Никто не знает, например, про район Матвеево. Где это, что это? А про Бирюлево, про то, что там, скажем так, неспокойно, слышали даже те, кто там ни разу не был. Да, что там! Про него, как и про Чертаново, знают те, кто и в Москве-то ни разу не был.

Скажи честно: для тебя вся эта история больше про арт-проект или же про коммерцию?

Это попытка сделать небольшой коммерческий проект, используя свои дизайнерские навыки. Почему нет, если я хорошо знаю, как работать с визуальными объектами, как все оформить и запаковать? Во всем этом есть лишь одна проблема: я совершенно не умею ничего продавать и продвигать.

Вооот! Про это и хочу спросить. На своем сайте ты отдельно оговариваешь, что футболок с другими районами не будет. Отчего такая жесткая позиция? Подход-то явно не слишком коммерческий.

Нууу…С одной стороны, да. Желающих приобрести футболки со своими районами до фига, что стало ясно в первый же день продаж. Но мне казалось, что как вещи с надписью «Бруклин» носят те, кто там ни разу не был, так и «Чертаново» легко наденут те, кто живет, скажем, в Орехово-Борисове или в Хорошево-Мневниках. Ведь мои футболки по большому счету не про локацию, а про символы. Да, и… слушай, в Москве 120 районов. Не могу же я охватить их все! Но, скажу по секрету: мы сейчас разрабатываем этакий конструктор, который позволит делать любой районный принт.

Поделюсь своей теорией. Сдается мне, что прославляя все эти чертаново — бибирево, ты пытаешься показать красоту серости, создать позитивный имидж безликости панелек. Это благородно. Но это не подмена ли понятий?

Мне нравится эта теория! Да, с одной стороны, надеть майку с надписью «Чертаново» — это просто прикол. А, с другой… Да, это все старые, серые, жуткие, грустные районы, но они — наши. Так что, как говорит наш слоган — «На*?:й Бруклин», хотя сам я против него ничего не имею… Вообще, как мне кажется, сейчас наметился интересный тренд. Мы же привыкли ненавидеть все эти советские спальные районы, представляя их какими-то мертвыми зонами, где не может произойти ничего хорошего. Старшее и среднее поколения относятся к этому именно так. Но вдруг там, в этих районах, выросли совершенно новые люди, не испытывающие никакой ненависти, а, наоборот — даже гордящиеся местом своего жительства.

Они и есть твоя целевая аудитория?

Ой, это оказалось для меня прямо вот открытием! Я-то предполагал, что моими покупателями окажутся модные ребята, хипстеры. И они приходят, да. Однако вслед за ними приходит еще и огромное количество взрослых дядечек и тетечек — кто-то ради ржаки, кто-то — чтобы купить футболку в подарок, но многие — из-за ностальгии по тем временам, когда они сами жили в этих районах.

Материалы по теме
«Не имею ничего против тех, кто получил все через постель»
Город
23 октября
«Реальность прекрасна своими изъянами»
Культура
19 октября
«Никогда не видела столько пьяных людей»
Город
14 февраля
По рубрике
«Я не паникер, но...»
Город
12 ноября
«Прощай, частичка алкоистории!»
Город
1 ноября
По городу на «Иволге»
Город
25 октября
«Я бы не сказал, что Россия — это западная страна»
Город
24 октября
Самое читаемое
«Я не паникер, но...»
12 ноября
«Людей унижают и игнорируют каждый день»
Cегодня
«Можно забыть о туалете во дворе!»
10 ноября
«Советскому человеку нужно было сделать пространство пустым»
14 ноября